Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Общая информация / Природопользование в концепции КУПЗ / Делимитации прибрежных зон

Для организации устойчивого природопользования пространства прибрежных зон РФ должны находиться в системе строгого и гибкого комплексного управления. Оно не возможно при сохранении системы управления только из федерального центра, как это сейчас происходит в России. Поэтому необходимо провести делимитацию выделяемых в этом процессе прибрежных зон и законодательно закрепить зоны ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В этой связи предлагается следующая схема зонирования (рис. 1):

Рисунок 1 - Иерархическая структура делимитации прибрежных зон

Зоной ответственности федерального центра в целом является вся территория и акватория прибрежных зон. Исключительной зоной ответственности федерального центра является часть континентального шельфа от внешней границы территориального моря до внешней границы континентального шельфа.

Региональной зоной ответственности прибрежных краев и областей являются территории, охватывающие водосборные бассейны морей на их территориях и акватории внутренних вод и территориального моря.

Муниципальной зоной ответственности являются территории муниципальных образований, расположенных в бассейнах рек и морская акватория шириной 2 мили, или акватория ограниченная перпендикулярами до срединных линий, делящих крупные заливы и бухты. Прибрежная полоса шириной 2 морские мили - это район прибрежного морского водопользования, определенный санитарными правилами и нормами охраны прибрежных вод, морей от загрязнения в местах водопользования населения. Ее ширина в сторону моря составляет не менее двух миль от уреза воды (3,9 км). В зависимости от конкретных санитарных, гидрофизических, топографо-гидрологических особенностей, а также условий хозяйственного использования морского побережья протяженность прибрежного района морского водопользования в сторону моря может быть увеличена и согласована с соответствующими инстанциями (СанПиН, 1988). Эта же граница будет законодательно утвержденной границей рыбопромысловых участков, на которые поделено побережье. Конкретные собственники и природопользователи отвечают за закрепленную за ними сушу и море (Арзамасцев, 2010).

На рисунке 2 приведена предлагаемая схема делимитации прибрежных зон для залива Петра Великого в Японском море.


Рисунок 2 - Схема делимитации прибрежных зон зал Петра Великого

Сухопутные границы прибрежных зон проходят по водоразделам и по практически совпадающими с ними границам административного деления этого района. От точек пересечения этих границ с береговой линией в сторону моря проходят перпендикуляры до пересечения со срединными линиями, делящими крупные заливы и бухты второго порядках. Таким образом, выделяются прибрежные зоны, имеющие строгую приписку и ответственность за них конкретных административных муниципальных единиц (территории и примыкающие акватории). В этих зонах выделяется примыкающая к берегу полоса шириной 2 мили – это район прибрежного водопользования, имеющий нарезку на рыбопромысловый участки (РПУ). Часть этих участков по сложившейся практике эксплуатируется с рыбохозяйственными целями, а часть используется для рекреации, транспортных, военных и других целей. И именно эти конкретные природопользователи должны нести ответственность за состояние закрепленных за ними районов водопользования.

Основываясь на этих принципах на юге Приморского края (рис. 2) можно выделить Хасанскую прибрежную зону, занимающую акватории зал. Посьета и восточной части Амурского залива и примыкающую к ним сушу и 8 прибрежных зон (ПЗ), приписанных к муниципальным образованиям : ПЗ Хасана, Краскинская ПЗ, Посьетская ПЗ, Зарубинская ПЗ, Славянская ПЗ, Безверховская ПЗ, Барабашстая ПЗ, Приморская ПЗ. На вдольбереговой полосе прибрежного водопользования шириной 2 мили расположены 19 рыбопромысловых участков (РПУ).

Центральную часть схемы занимает Владивостокская прибрежная зона и примыкающие к ней Надеждинская и Артемовская ПЗ. В восточной части залива можно выделить 4 крупных прибрежных зоны: Большекаменскую, Шкотовскую, Партизанско-Находкинскую и ПЗ ЗАТО Фокино.

В заключении следует отметить, что представленные схемы делимитации прибрежных зон в общем соответствуют международному законодательству и законам Российской Федерации; определение прибрежной зоны в целом соответствует системному подходу к этой проблеме; предложенные схемы зонирования и делимитации, на наш взгляд, соответствуют интересам федеральных и региональных структур, интересам муниципалитетов и прибрежного населения (Арзамасцев, Сорокин, 2008; Арзамасцев, 2009, Арзамасцев, Бакланов и др. 2010). Естественно, эти подходы могут дорабатываться и уточняться.

            Данный раздел подготовлен И.С. Арзамасцевым, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

Литература

  • Арзамасцев И.С. Природопользование в прибрежных зонах: основные понятия, зонирование и проблемы управления//Таможенная политика России на Дальнем Востоке. №4. 2009. С. 76-89.
  • Арзамасцев И.С., Сорокин П.С. Как поделить прибрежную зону// Рыбное хозяйство №6, 2008. С.39-41.
  • Арзамасцев И.С., Бакланов П.Я., Прибрежно-морское природопользование: теория, индикаторы, региональные особенности. Владивосток: Дальнаука, 2010. 308 с.
  • СанПиН № 4631–88. Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод, морей от загрязнения в местах водопользования населения. М.: Министерство здравоохранения СССР, 1988. 15 с.