Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Общая информация / Природопользование в концепции КУПЗ / Делимитации прибрежных зон

На основе анализа результатов исследований в области рационального природопользования в приморских районах ДВ региона и за рубежом разработаны методические основы устойчивого природопользования на прибрежных территориях и акваториях Дальневосточного региона России для организации КУПЗ (Комплексные исследования..., 2013):

1. С учётом складывающихся тенденций очередной этап хозяйственного освоения территории и прилегающих акваторий российского Дальнего Востока может характеризоваться как индустриально-добывающий с развитием новой производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, на основе модернизации обслуживающих видов деятельности и развития транспортно-логистических функций.

2. Анализ современного зарубежного опыта показывает, что практически все крупные морские страны мира при переходе на устойчивый тип природопользования ориентированы на комплексное, межсекторальное и экосистемно-ориентированное управление на основе знаний о природе и человеке, где в основу управленческих решений должны закладываться отраслевые, функциональные и стратегические экологические оценки (Денисов, Фролов, 2012).

3. Морская деятельность в РФ регулируется на основе ведомственного (секторного) подхода. Использование различных прибрежно-морских ресурсов регламентируется различными законодательными актами. Это влечет за собой возникновение многочисленных межотраслевых и хозяйственных конфликтов.

4. Особенность российской специфики в реализации устойчивого развития состоит в экономической неподготовленности отечественной экономики и общественного сознания к реализации новых системных идей. По общему мнению, в России сейчас невозможно осуществлять фронтальный переход на модель устойчивости, так как продолжается инерционный, а в ряде сфер вновь заданный ход неустойчивых процессов: истощение природных ресурсов, очаговое экстенсивное промышленное развитие на фоне неустойчивого экономического роста, сохранение безработицы, накопление нерешенных экологических проблем и многое другое.

5. Ни в национальной морской политике, ни в прибрежных и морских отечественных методах управления не прослеживаются современные системные, комплексные подходы, включая КУПЗ и экосистемные принципы морского управления. Эти подходы фактически не используются или остаются неизвестными на всех уровнях административной структуры.

6. Переход Российской Федерации к устойчивому развитию возможен только при проведении реальной региональной политики, что включает подготовку и принятие ряда документов, а также создание новых целенаправленных на устойчивое развитие институциональных структур.

Выполненные исследования позволили выработать следующие рекомендации и предложения.

Исходя из опыта морских держав, России для осуществления эффективной комплексной морской политики необходимо, во-первых, признание приоритетной роли экологического потенциала Мирового океана, во-вторых, внедрение концепции экосистемного управления в систему административного управления в океанической сфере деятельности и, в-третьих, использование морского территориального планирования (функционального зонирования) для принятия решения относительно освоения морей, поддержание и развитие океанической науки и системы мониторинга океана (Денисов, Фролов, 2012)

Для устойчивого природопользования Россия нуждается в современном береговом законодательстве, учитывающем как интересы жителей приморских регионов и всех заинтересованных сторон. Этого требует охрана морской среды и рациональное использование ресурсов. В рамках законодательства должны быть четко определены разрешенные формы собственности на участки береговой зоны, решен вопрос о разграничении полномочий РФ и ее субъектов по управлению береговой зоной.

Необходимо государственное регулирование использования и резервирования участков береговой зоны в соответствии с приоритетным целевым назначением (для развития портово-промышленных зон, рекреации, рыболовства, сохранения природных комплексов, специальных целей). Должны быть проведены работы по составлению прибрежно-морского кадастра, включающие сведение в единую систему данных навигационных и топографических карт, материалов земельного кадастра, определение целевого назначения участков земель береговой зоны.

Важным является вопрос о разграничении полномочий РФ и ее субъектов в береговой сфере. Главными задачами улучшения управления морской деятельностью России на ближайшее время должны быть следующие:

- дополнение и уточнение Морской доктрины России на основе анализа предшествующего периода ее действия;

- разработка проекта федерального законодательного акта по проблемам государственного управления морской и прибрежной деятельностью с включением основных положений в Морскую доктрину РФ;

- разработка последовательного плана морской экономической деятельности на основе современной методологии;

- формирование пакета национальных, региональных и муниципальных программ морской экономической деятельности на основе Морской доктрины РФ, анализа главных глобальных тенденций в изучении и использовании ресурсов Мирового Океана, которые сформулированы в документах последних международных морских форумов;

- разработка стратегии морского и прибрежного природопользования России на основе вышеупомянутых приоритетов и разработка комплексного плана ее осуществления с вовлечением в этот  процесс всех прибрежно-морских природопользователей. Причем доработка и принятие новой исправленной версии Морской доктрины должны предшествовать формированию стратегии (Михайличенко, 2007);

- формирование специальных мер в федеральной целевой программе (ФЦП) «Мировой океан»;

- адаптация современных технологий управления прибрежными зонами к существующей в России управленческой практике;

- развитие и осуществление локальных стратегии и программ КУПЗ по приоритетным направлениям для определенных прибрежных зон;

- совершенствование управленческой структуры для проведения морской политики в России (Mikhaylichenko, 2009; Арзамасцев, Бакланов и др. 2010).

Как показала мировая практика прибрежно-морского природопользования, эти методологии являются на настоящий момент единственными работающими инструментами для перехода на устойчивый тип развития.

Следует выделить перспективные направления последующих исследований по тематике рационального природопользования в прибрежно-морских зонах дальневосточных морей России.

Во-первых, это продолжение сбора и анализа зарубежного опыта в реализуемых проектах комплексного управления прибрежными зонами и морского пространственного планирования.

Во-вторых, это продолжение разработки теоретических основ и методологии рационального прибрежно-морского природопользования для Дальнего Востока России.

В-третьих, это дополнение и структуризация информационной базы в этом направлении и более углубленное ее использование.

В-четвертых, выполнение функционального зонирования прибрежных территорий и акваторий и разработка предложений по организации рационального природопользования на конкретные районы.

В-пятых, это исследование воздействий возведенных объектов саммита АТЭС-2012 и транспортно-сырьевого комплекса на прибрежные экосистемы Амурского и Уссурийского заливов.

Результаты выполненных и намеченных на будущее работ могут быть использованы:

- при принятии оптимальных решений в реализации стратегических целей регионального развития и определения приоритетных направлений в региональных программах развития;

- при разработке и реализация планов развития природно-хозяйственного комплекса прибрежных зон административных районов и отдельных муниципальных образований в рамках целей развития субъекта РФ и с учетом местных особенностей природно-ресурной среды и социально-экономических условий;

- при совершенствовании и планировании природопользования в прибрежной зоне г.Владивостока.

Литература к разделу

Комплексные исследования дальневосточных морей России и северной части Тихого океана для повышения эффективности морской деятельности и рационального природопользования: отчет о НИР (заключительный). ТОИ ДВО РАН; рук. Акуличев В.А; исполн. ... Арзамасцев И.С. [и др.]. - Владивосток., 2013. - 599 с., приложения - № гос. рег. 01201162953.