Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Природопользование в концепции КУПЗ / Алгоритмы интегрального (межотраслевого) управления прибрежными зонами

Главной чертой современной политики в области эксплуатации ресурсов морей можно назвать пространственно-временную несогласованность всех её элементов (научных, политических, экономических и др.), приводящую к искажениям в отражении единого морского ресурсного пространства и, как следствие, конфликтам и кризисам. Реакцией на такую ситуацию стало формирование методологии комплексного (интегрального) управления прибрежными зонами.

Были разработаны и применены на практике методы комплексного управления прибрежными зонами. Сокращенно – КУПЗ. В иностранных источниках обозначаемо как ICZM - Integrated Coastal Zone Management, ICARM - Integrated Coastal Area and River Basin Management, ICAM - Integrated Coastal Area Management. Эти методы включают экосистемные принципы морского управления (Ecosystem-Based Management - EBM), технологии морского пространственного планирования (Marine Spatial Planning - MSP), а также бассейновый принцип управления водными ресурсами.

Все эти концепции в общем основываются на принципах системного подхода, в рамках которого необходимо рассматривать целостные прибрежно-морские географические системы, включая антропогенную деятельность, как для анализа, так и для целей успешного решения управленческих задач. Эти концепции являются инструментом в достижении целей устойчивого развития прибрежных зон, речных бассейнов, морских и океанских акваторий. Основные принципы реализации этих концепций: эффективность; сосредоточение на приоритетных проблемах; гибкость, участие общественности; интеграция проблем, связанных с окружающей средой, в процессы развития; действенный подход; переосмысление и обратная связь; изобретательность. Вероятно, в настоящее время и нет иного более эффективного метода для решения организационных и управленческих задач в природопользовании (Арзамасцев, Бакланов и др. 2010).

Конечная цель - достижение устойчивого развития прибрежно-морских регионов (рис. 1), которая приведет к устойчивой эксплуатации прибрежных и морских ресурсов, к созданию благоприятных условий для производства материальных ценностей и поддержания структуры, функций и продуктивности существующих экосистем в данном морском регионе. Точно сформулированная цель должны отвечать следующим отличительным признакам:

 


Рисунок 1 - Цель интегрального (межотраслевого) управления прибрежными зонами

- реальность - возможность достижения в рамках заданных финансовых и физических ресурсов и предусмотренного периода времени;

- определенность - условие, при котором всякое продвижение вперед на пути к цели может быть отнесено к проекту, а не какой-либо иной причине;

- змеримость - возможность количественной оценки осуществления проекта, приемлемая стоимость и приемлемые затраты усилий.

На основании анализа практической деятельности многих стран в этой области и собственных исследований был разработан алгоритм (последовательность четко определенных действий для решения конкретной проблемы) интегрального (межотраслевого) управления прибрежными зонами (рис. 2).


Рисунок 2 - Алгоритм интегрального (межотраслевого) управления прибрежными зонами

Этап 1. Инициирование (рис.3). Для начала организационной деятельности должен существовать побудительный мотив или инициирующие факторы. Это может быть распоряжение правительства, это может быть нетерпимая экологическая обстановка, это может быть сложившаяся ситуация которая привела или может к негативным последствиям. Это может быть необходимость повышения эффективности природопользования или освоение нового ресурса в регионе. Наконец, это может быть социально-экономическая, политическая, производственная, военная или иная другая необходимость. Инициирующие факторы озадачивают экспертов и заставляют их приступить к работе: поставить проблему перед руководством, правительством, перед общественностью.


Рисунок 3 - Этап 1. Инициирование

            Этап 2. Планирование (рис. 4). Суть планирования состоит в структуризации проекта, т.е. декомпозиции его на структурные элементы и построении иерархической структурной модели проекта, необходимой и достаточной по составу структурных элементов для планирования и контроля работ на разных уровнях управления проектом и для различных его участников.

Как правило, план управления конкретным регионом разрабатывается на 10-20 лет и отражает политические приоритеты для этой области.


Рисунок 4 - Этап 2. Планирование

Разработанный план интегрального управления – это не неизменный документ. В процессе реализации происходит его постоянная корректировка по мере получения нового опыта и достижения определенных результатов. Планирование – это динамичный и цикличный процесс развивающийся долгое время (Ehler, Charles, Douvere, 2009).

Этап 3. Реализация (рис.5). Это не просто линейное последовательное движение шаг за шагом. В этом процессе существует много петель обратной связи. Например, цели и задачи установленные на ранних этапах планирования, вероятно, будут в дальнейшем скорректированы, так же как и объемы затрат, получаемые выгоды и т.д. будут меняться поэтому получение новой информации включено в процесс планирования. Масштаб реализации программ совсем не обязательно должен быть очень большим. Их осуществление может быть в любом масштабе: от муниципального уровня, до размера больших экологических систем.


Рисунок 5 - Этап 3. Реализация.

Материалы раздела подготовлены И.С. Арзамасцевым, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

Литература

Арзамасцев И.С., Бакланов П.Я. и др. Прибрежно-морское природопользование: теория, индиаторы, региональные особенности – Владивосток: Дальнаука, 2010.- 308 с.