Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Берингово море / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / Безопасность мореплавания

В разделе приложения ЕСИМО «Водный транспорт России. Системы безопасности» http://www.morinfocenter.ru/marine_safety_systems.asp содержатся общие сведения о системах обеспечения безопасности мореплавания и региональных Системах управления движения судов.

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Комплексная система обеспечения безопасности мореплавания должна содержать не менее трех составляющих. К ним относятся:

- навигационная безопасность мореплавания;

- технологическая безопасность;

- система охранных мероприятий в свете требований Кодекса ОСПС.

Для обеспечения навигационной безопасности мореплавания выполняются мероприятия по созданию подсистем:

- установленных путей движения судов (УПДС);

- управления движением судов (СУДС);

- мониторинга и автоматического сопровождения судов;

- автоматической информационной системы (АИС);

- средств навигационного оборудования (СНО);

- морской радиосвязи, судовых сообщений и обеспечения информацией;

- правил плавания и других нормативно-правовых актов, регулирующих мореплавание.

Более расширено, эти мероприятия обычно включают:

- создание и модификацию систем управления движением судов (СУДС), обеспечивающих плавание судов на подходах к портам и в узкостях, на основе радиолокационного контроля местоположения судов на фарватерах (каналах), АИС, и предоставление судам необходимой навигационной информации в случаях возникновения затруднений и при нарушениях режима движения;

- обеспечение работы морских районов Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ);

- установление правил плавания на акваториях портов;

- организация лоцманского, буксирного и ледокольного обеспечения движения судов;

- создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии системы средств навигационного оборудования – плавучих, береговых, светящих, радиотехнических и пр., для обеспечения возможности высокоточного определения координат судов и ограждения навигационных опасностей;

- рациональное распределение судопотоков путем создания системы установленных путей движения судов (УПДС), включающие схемы разделения движения, зоны прибрежного плавания, глубоководные пути, специально предназначенные для судов с опасными грузами, места якорных стоянок и др.;

- обеспечение необходимых габаритов элементов, составляющих акваторию порта: разворотных мест, операционных акваторий причалов, ковшей и бассейнов; возможность непрерывного высокоточного местоопределения судов, гарантирующую их нахождение в отведенных полосах движения при любых условиях видимости;

- информационное обеспечение судов навигационной и гидрометеорологической информацией по региону;

- контроль за положениями судов и соблюдением ими режима плавания, оказание помощи при затруднениях в определении места, а также в аварийных ситуациях;
высокую эффективность операций при поиске и спасании, а также при ликвидации последствий аварий;

- надежную радиосвязь между всеми участниками движения и береговыми лоцманами-операторами, контролирующими движение в обслуживаемой зоне, а также с Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ);

- введение нормативных актов (Правил плавания), определяющих обязанности участников движения с учетом маневренных возможностей судов, характера перевозимого груза, т.д. и систем управления этим движением.

В соответствии с положениями Конвенции СОЛАС в России созданы региональные системы обеспечения безопасности мореплавания по различным бассейнам, внедрены сети контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС\GPS, системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствии для обеспечения безопасности), АИС (автоматической идентификационной системы)

Влияние стихийных гидрометеорологических явлений

Влияющие параметры: Скорость ветра, уровень воды в порту, видимость, волнение, ледовые условия, обледенение. Характеристиками волнения являются: максимальные высоты волн, возможные один раз в год, 50 и 100 лет; повторяемость и обеспеченность высот волн больше 5 баллов (>3 м) на морях России по сезонам года; максимальная высота волн в данный момент или прогнозируемая.

Тип информационной продукции: Текущие данные, штормовые оповещения, краткосрочный и долгосрочный прогнозы, климат.

Технологические процессы, на которые влияет природная среда: Перевозка грузов, разгрузка в порту, действия экипажа по борьбе за непотопляемость, стоянка на якоре, дрейф судна на якоре, спуск и отход шлюпки, прием плавсредств на рейде, посадка и высадка людей, подъем шлюпки на рейде в свежую погоду, прием судна на лаг, внезапное ухудшение погоды во время бункеровки на рейде, ухудшение погоды на рейде при наличии у борта барж с грузом и других плавсредств, навал другого судна, постановка на якорь другого судна в опасной близости, внезапное возникновение крена судна у причала, сильный тягун, касание грунта во время погрузки у причала, внезапное усиление отжимного ветра, обрыв швартовов при усиливающемся ветре, подготовка к выходу в море, плавание в прибрежных зонах, выход из строя гирокомпаса, внезапное ухудшение погоды, обнаружение встречного судна, угроза неминуемого столкновения с другим судном, отворот своего и встречного судна в одну сторону, внезапное ухудшение видимости, потеря счисления, работа людей на палубе во время шторма, обнаружение прямо по курсу неожиданного препятствия (буруны, скалы и т.п.) подготовка к входу в порт, постановка на якорь, аварийный разлив нефтепродуктов, обесточивание судна, выход из строя рулевого устройства, действия при падении человека за борт, обнаружение шлюпки (спасательного плота) в открытом море, получение по радио сообщения о судне, нуждающемся в помощи, обнаружение сигналов о помощи, посадка судна на мель, пробоина в корпусе судна, возникновение пожара, оставление судна.

Рекомендации по принятию решений: