Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Общая информация / Природно-ресурсный потенциал дальневосточного региона / Макет прибрежно-морского кадастра

В общем значении кадастр представляет собой систематизированный и пополняемый свод сведений об индивидуализированном объекте, связанных единством цели и объединенных в стандартизированные информационные источники.

В настоящее время наиболее разработанной кадастровой системой в нашей стране является Государственный земельный кадастр Российской Федерации: «Это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов».
К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). К вспомогательным документам государственного земельного кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам государственного земельного кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Представляется вполне оправданным и существование кадастров ресурсов береговой зоны. Однако, до сих пор, несмотря на все усилия ученых, единой системы Государственного кадастра берегов (прибрежно-морской зоны) как действующего инструмента оценки, контроля и прогноза ее развития в целях устойчивого природопользования и комплексного управления, создать не удалось.

Работы в этом направлении давно ведутся во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте им. А. П. Карпинского, в лаборатории изучения береговых зон в Научно-исследовательском институте космоаэрогеологических методов (Викторов, Кильдюшевский, Кирсанов и др., 1999), а также в Тихоокеанском институте географии ДВО РАН (Преображенский, 1984).

Основной целью формирования кадастровой системы береговой зоны является информационное обеспечение эффективности управленческих решений при использовании ее природно-ресурсного потенциала. С целью управления природопользованием в береговой зоне необходимо обосновать создание нового типа специализированного кадастра, определить его структуру и предполагаемое положение в системе управления использованием ресурсов на региональном уровне, выделить приоритетные направления кадастровых исследований, наметить содержательные и административные этапы формирования кадастра прибрежно-морской зоны Приморья.

С самых общих методологических позиций, каждый кадастр строится на следующих элементарных составляющих:

1. Информационная база. Содержит два блока - блок общей физико-географической информации о той части земной поверхности, где располагается охваченное кадастром ресурсное поле, а также блок реестровой инвентаризационной описи всех объектов природопользования и управления, которые составляют реальную информационную базу кадастра, раскрывающий специфику природных и антропогенных объектов учета, их количественные и качественные физические характеристики. В первом приближении натурная информационная база кадастровая система береговой зоны должна включать следующие параметры:

- физико-географические условия (гидроклиматические и гидродинамические
характеристики, геология и геоморфология морского дна, осадки);

- описание флоры и фауны прибрежной зоны;

- оценку экологической значимости акваторий и подводных ландшафтов;

- данные, свидетельствующие о степени связи объектов кадастров с окружающей
средой, о характере, масштабах и последствиях их воздействия на эту среду.

2. Логико-семантическая база. Содержит семантическую характеристику всех объектов и понятий, составляющих предмет кадастра и управления им - таких как береговая черта, береговая полоса, береговая зона, береговой ресурс, подводная местность, бентема, подводный ландшафт, подводная фация, подводное угодье, подводный объект хозяйственного использования, марикультура, аквакультура и т.п. Примеры этих определений приводятся ниже.

Береговая черта – условная линия, разделяющая водную гладь и сушу. В связи с непостоянством водной поверхности, линия не имеет фиксированного положения в пространстве, обозначается на карте как условная статистически вычисляемая кромка (проекция) колеблющейся по различным причинам уровенной поверхности в зоне ее соприкосновении с сушей.

Береговая полоса – зона различной ширины, в пределах которой происходит горизонтальное и вертикальное перемещение береговой линии в связи с приливами и отливами, нагонами и сгонами и другими периодическими природными явлениями на море.

Береговая зона (английский вариант – maritime areas) – часть поверхности планеты, включающая в себя площади, контактирующие со стороны суши и моря с береговой полосой и характеризующаяся своеобразием геологических, географических, метеорологических, энергетических, физико-химических, биологических, явлений и порождающая своеобразный стиль прибрежной хозяйственной деятельности человека. Со стороны суши прибрежную зону ограничивают вершины водоразделов водотоков первого порядка, впадающих в морской бассейн. Со стороны моря эта зона ограничивается сферой распространения специфической прибрежной социокультурной и хозяйственной деятельности, такой как марикультура, каботажное плавание малых судов, прибрежное рыболовство. Чаще всего граница этой зоны под водой совпадает с нижней границей верхней сублиторали и может быть опознана по пределам распространения специфических прибрежных бентем (донных ландшафтных полей). Поэтому легче всего проводить эту границу по результатам подводного ландшафтного картографирования.

Бентема донный природно-территориальный комплекс, возникающий на пересечении литосферы, гидросферы и биосферы на морском дне. Имеет специфический внешнеморфологический облик и особенности функционирования. Характеризуется специфическим уклоном и рельефом дна, осадком, специфическими гидрофизическими и гидрохимическими показателями среды, своеобразием исторически и сукцессионно связанных между собой комплексов животных и растительных организмов и своеобразием оставляемых ими на поверхности грунта следов жизнедеятельности. Синонимично: донный природный комплекс, подводный ландшафт.

Подводный объект – любой физически оформленный объект на поверхности морского дна. Подводный объект естественного или искусственного происхождения может иметь значение для практического использования в деятельности человека.
Подводная установка – подводный объект искусственного происхождения, инженерное сооружение или изделие, предназначенное для достижения определенных целей. Имеет юридически закрепленную принадлежность определенному собственнику. Служит объектом собственности, распоряжения и управления.

3. Юридическая база.Содержит свод законодательных актов, на основании которых проводятся все операции по управлению объектами, несет учетно-регистрационные функции, включая информацию о регистрации собственности, о собственниках имущества или природных ресурсов, о порядке использования и других характеристиках правового статуса объектов кадастрового учета. В основном для целей налогообложения требуется иметь перечень юридических лиц, содержащий разделы о кадастровом учете основных фондов, оборотных средств, нематериальных активов и работников.

4. Административная база.Содержит сведения об административном подчинении объектов кадастра, о соотношении прав собственности и соответствующих операциях управления кадастровыми единицами, самим кадастром и вытекающими из этого обязательствами административно увязанных уровней хозяйствования.

5. Экономическая база.Содержит экономические выражение ценности объектов кадастрового учета, их характеристики в натуральном и денежном выражении, отражающие производственные и эксплуатационные параметры, оценку юридических и административных операций, связанных с осуществлением права распоряжения и управления единицами кадастра.

6. Природоохранная база.Природоохранные кадастры должны охватывать особо охраняемые природные территории, акватории и объекты. В кадастре особо охраняемых природных территорий будут учитываться заповедники, национальные парки, природные парки, заказники и памятники природы.

Сведения кадастров должны распределяться не только по их элементам, но и по иерархическим уровням. Для кадастров ресурсов естественного происхождения оправдано устанавливать уровни, соответствующие административно-территориальному делению: первичный природопользователь, районный, областной и т. д. На каждом уровне должен формироваться соответствующий ему массив кадастровой информации:

Кадастровый округ – площадь участка акватории общей шириной до 10 км в сторону моря от береговой линии в рамках административных границ субъекта федерации

Кадастровый район - площадь акватории общей шириной до 10 км в рамках административных границ районов субъекта федерации.

Кадастровый квартал - площадь акватории общей шириной до 10 км, характеризующегося единством ландшафтного строения и проявлением геодинамических процессов, а также антропогенное влияние со стороны береговой зоны. Границы кадастрового квартала вкрест простирания береговой линии проводятся по перпендикуляру к ней в данной точке, либо по границе прилегающего муниципалитета. Является наименьшей единицей кадастрового районирования, внутри которой выделяются объекты кадастра.

Дальнейшее кадастровое деление акватории (на кадастровые объекты) происходит на основе геолого-геоморфологических, гидрологических, ландшафтных, социально-экономических, административных и иных признаков, определяющих целесообразность того или иного типа ее хозяйственного использования.

Кадастровым объектом береговой зоны является участок в границах береговой зоны моря, характеризующийся единством ландшафтного строения и проявлением геодинамических процессов, а также антропогенного воздействия, определяющими тип использования.

Основой для составления кадастровых оценок подводных морских угодий (акваторий целевого назначения) служит ландшафтная карта или карта бентем, включающая в себя, кроме основного содержания, следующий минимум сведений: баланс биологической продуктивности по ландшафтным полям и выделам, генеральную балансовую продукционную характеристику акватории, общий баланс биомасс морских трав и водорослей, запасы промысловых беспозвоночных, ихтиологические запасы акватории. Насколько это возможно на современной методической основе, должна быть определена стоимость единицы площади каждого ландшафтного выдела и приведены рекомендации по генеральной политике использования природно-ресурсного потенциала этой акватории.

Создание кадастра планируется на основе применения ГИС-технологий. В этой связи несомненный интерес представляет разработанный в Центре информационных технологий ВСЕГЕИ пилотный вариант «Многопользовательской информационно-справочной системы ГКБЗ РФ» на примере российского сектора Балтийского моря, реализованный в виде банка картографических данных в геоинформационной среде ArcGIS c интеграцией данных и средств доступа к информации (Гогоберидзе и др., 2009).

Прибрежно-морской кадастр должен включать в себя:

- ГИС-пакет карт;

- «паспорт» (краткая характеристика кадастрового квартала (объекта));

- «дело» (развернутая характеристика кадастрового квартала (объекта)).

Схему структуры кадастра можно представить в виде следующей диаграммы на рис. 1.


Рисунок 1 - Структура прибрежно-морского кадастра

 

Оценка стоимости водных угодий

Идея платности природных ресурсов не нова - природопользователь должен платить за использование или извлечение всех видов ресурсов. Общие принципы платности природопользования в береговой зоне должны устанавливаться на федеральном уровне Береговым кодексом, законом, аналогичным Земельному кодексу в землепользовании. Детальное нормирование должно осуществляться законодательными органами субъектов федерации.

В настоящее время принцип платности природных ресурсов законодательно закреплен во многих странах.

Рассмотрим один из вариантов оценки водных угодий в прибрежной зоне моря.

На практике принцип платности может реализовываться на базе экономической оценки природных ресурсов и требований получения средств для проведения компенсационных мероприятий в экосистеме, из которой изымается ресурс (Марков, Турченко, Чиркин, 1995).

То есть, если в результате хозяйственной деятельности продуктивность уменьшилась, технологические, материальные и финансовые затраты на ее восстановление технически доступным способом и явятся экономическим выражением экологической стоимости. Исходя из стоимости организации замещающей марикультуры, имеющей ту же экологическую функцию в экосистеме, можно подсчитать цену компенсационных мероприятий при изъятии органической составляющей морской экосистемы в заданном районе. Необходимо также организовать натуральную и экономическую оценку природно-ресурсного потенциала береговой зоны, что добавит к базовым оценкам - примерные запасы и суммарную цену высокоценных, рыночно дорогих объектов, присутствующих в данном участке.

В то же время, необходимо ранжирование видов деятельности в береговой зоне по потенциальной доходности. Потому, что морской участок может обладать высоким природно-ресурсным потенциалом, но быть при этом крайне неудобно расположенным. В результате все позитивные факторы компенсируются одним негативным, и арендатор может не только не получить высоких доходов, но и оказаться в убытке. Таким образом, например, платежи компании, арендующей курортный участок берега в б. Лазурной (Уссурийский зал.) для ведения рекреационной деятельности и фирмы, организующей марикультурное хозяйство на неосвоенном севере Приморского края должны учитывать экономическую специфику этих видов деятельности.

Паспортизация акваторий

Паспортизация должна являться реестровой ведомостью объектов, которые представляют собой основные элементы пространственной структуры экосистемы. Имеющийся опыт составления экспериментальных экологических паспортов отдельных акваторий Приморского края определил следующее содержание паспорта:

- Карту рельефа дна в изолиниях и дополнительную информацию в виде трехмерной блок-диаграммы.

- Геоморфологическую карту и описание бассейна с указанием наиболее геоморфологически неустойчивых элементов рельефа.

- Карту грунтов с гранулометрическими и геохимическими характеристиками.

- Гидрохимическую характеристику водной массы по горизонтам, или, по крайней мере, - поверхностного и придонного слоев.

- Карту или схему морских течений по сезонам и синоптическим ситуациям.

- Подводную ландшафтную карту (карту бентем), составленную в определенном масштабе, с нанесенными на нее типологически отличимыми бентемами.

- Карту распределения важнейших объектов промысла с привязкой их к ландшафтным полям.

- Сведения о загрязнении акватории, осадков и наиболее представительных группировок морских организмов тяжелыми металлами, гербицидами, пестицидами и нефтяными фракциями.

- Сведения о вирусо-бактериологическом заражении массовых гидробионтов на момент составления паспорта. Эти сведения желательно представить в сезонной динамике.

- Опасные природные явления и объекты, а также артефакты, угрожающие безопасности природопользования.

Паспорт завершает перечень основных рекомендаций природопользователю по рациональному использованию данной акватории.

Таким образом, только создание разветвленной системы кадастров, а также соответствующего механизма правового регулирования кадастровых отношений реально способны обеспечить формирование объективной, необходимой и эффективно используемой в управлении кадастровой информации. Вполне очевидно, что ведение кадастра в нынешних технологических условиях необходимо проводить с использованием геоинформационных систем (ГИС).

Материалы данного раздела подготовлены В.В. Жариковым и Б.В. Преображенским, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН.

Литература

1. Викторов С. В., Кильдюшевский Е. И., Кирсанов А. А., Перцов А. В. К вопросу о кадастре морских берегов //Отечественная геология, 1999. № 6. - С. 77- 78.

Преображенский Б.В. Основные задачи морского ландшафтоведения./География и природные ресурсы. 1984. №1. - С14 -22.

2. Гогоберидзе Г. Г., Рябчук М. А., Спиридонов М. А. и др. Модель кадастра береговой (прибрежной) зоны естественных и искусственных водных объектов Российской Федерации // Создание искусственных пляжей, островов и других сооружений в береговой зоне морей, озер и водохранилищ: Тр. Межд. конф. «Создание и использование искусств. земельных участков на берегах и акватории водоемов», Новосибирск, 20-25 июля 2009 г. - Новосибирск, 2009. - С. 202-208.

3. Марков Ю.Г., Турченко В.Н., Чиркин Е.А., Юрков С.А. Социально-правовые механизмы природопользования (Анализ концепций и подходов): Аналитический обзор./ СО РАН. ГПНТБ; Ин-т философии и права. – Новосибирск, 1995. - 150 с.