Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Природопользование / Обеспечение безопасности мореплавания

В разделе приложения ЕСИМО «Водный транспорт России. Системы безопасности» http://www.morinfocenter.ru/marine_safety_systems.asp содержатся общие сведения о системах обеспечения безопасности мореплавания и региональной Системе управления движения судов зал. Петра Великого.
Системы обеспечения безопасности мореплавания
Комплексная система обеспечения безопасности мореплавания должна содержать не менее трех составляющих. К ним относятся:
- навигационная безопасность мореплавания;
- технологическая безопасность;
- система охранных мероприятий в свете требований Кодекса ОСПС.
Для обеспечения навигационной безопасности мореплавания выполняются мероприятия по созданию подсистем:
- установленных путей движения судов (УПДС);
- управления движением судов (СУДС);
- мониторинга и автоматического сопровождения судов;
- автоматической информационной системы (АИС);
- средств навигационного оборудования (СНО);
- морской радиосвязи, судовых сообщений и обеспечения информацией;
- правил плавания и других нормативно-правовых актов, регулирующих мореплавание.
Более расширено, эти мероприятия обычно включают:
- создание и модификацию систем управления движением судов (СУДС), обеспечивающих плавание судов на подходах к портам и в узкостях, на основе радиолокационного контроля местоположения судов на фарватерах (каналах), АИС, и предоставление судам необходимой навигационной информации в случаях возникновения затруднений и при нарушениях режима движения;
- обеспечение работы морских районов Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ);
- установление правил плавания на акваториях портов;
- организация лоцманского, буксирного и ледокольного обеспечения движения судов;
- создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии системы средств навигационного оборудования – плавучих, береговых, светящих, радиотехнических и пр., для обеспечения возможности высокоточного определения координат судов и ограждения навигационных опасностей;
- рациональное распределение судопотоков путем создания системы установленных путей движения судов (УПДС), включающие схемы разделения движения, зоны прибрежного плавания, глубоководные пути, специально предназначенные для судов с опасными грузами, места якорных стоянок и др.;
- обеспечение необходимых габаритов элементов, составляющих акваторию порта: разворотных мест, операционных акваторий причалов, ковшей и бассейнов; возможность непрерывного высокоточного местоопределения судов, гарантирующую их нахождение в отведенных полосах движения при любых условиях видимости;
- информационное обеспечение судов навигационной и гидрометеорологической информацией по региону;
- контроль за положениями судов и соблюдением ими режима плавания, оказание помощи при затруднениях в определении места, а также в аварийных ситуациях;
высокую эффективность операций при поиске и спасании, а также при ликвидации последствий аварий;
- надежную радиосвязь между всеми участниками движения и береговыми лоцманами-операторами, контролирующими движение в обслуживаемой зоне, а также с Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ);
- введение нормативных актов (Правил плавания), определяющих обязанности участников движения с учетом маневренных возможностей судов, характера перевозимого груза, т.д. и систем управления этим движением.
В соответствии с положениями Конвенции СОЛАС в России созданы региональные системы обеспечения безопасности мореплавания по различным бассейнам, внедрены сети контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС\GPS, системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствии для обеспечения безопасности), АИС (автоматической идентификационной системы)
Региональная СУДС зал. Петра Великого
Региональная СУДС в заливе Петра Великого образована на основе информационной интеграции и координированной деятельности СУДС порта Владивосток и СУДС залива Находка, дополняемых радиотехническими постами и оборудованием, обеспечивающими контроль обстановки и взаимодействие с судами в заливе Посьета и в открытой части залива Петра Великого.
Региональная СУДС в современном виде включает центры СУДС Владивосток и СУДС Находка, расположенные соответственно на мысе Назимова и мысе Каменского, одновременно являющиеся субцентрами региональной СУДС.
На центр СУДС Находка замыкаются радиотехнические посты (РТП) на мысах Астафьева, Поворотном, Сысоева, а также на Находкинском радиотелевизионном передающем центре (ТВ Находка), где размещена базовая станция ОВЧ связи РСУДС.
На центр СУДС Владивосток замыкаются РТП на о. Елены (мыс Ларионова), РТП "Золотой Рог", на мысе Брюса, п-ве Зарубина, г. Постовая (порт Посьет), а также на г. Горсоветская и г. Туманная, где размещены базовые станции ОВЧ связи РСУДС.
На акваториях портов Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино и портопункта Славянка и на подходах к ним региональная СУДС действует как портовая СУДС, выполняя функции информационного обеспечения, контроля, организации и регулирования движения судов, а также оказания помощи в судовождении.
В открытой части залива Петра Великого региональная СУДС действует как прибрежная СУДС, выполняя функции информационного обеспечения и контроля движения судов.
Район действия региональной СУДС залива Петра Великого распространяется на внутренние морские воды залива Петра Великого и прилегающее к заливу Петра Великого территориальное море Российской Федерации, ограниченное с востока меридианом 133 градуса 43 минуты восточной долготы.
Район действия Региональной СУДС подразделяется на пять секторов (рисунок 1).

RSUDS-dv-1
Рисунок 1 - Объекты и рабочие зоны региональной СУДС залива Петра Великого

Действующие береговые средства ГМССБ в заливе Петра Великого
К настоящему времени в южной части Дальневосточного бассейна реализована и функционирует следующая береговая инфраструктура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ):
- морские районы А1 и А2 ГМССБ в заливе Петра Великого и прилегающей части Японского моря;
- районы А1 и А2 в южной части острова Сахалин, включая подходы к портам Холмск, - - - Невельск, Корсаков, залив Анива и южную часть Татарского пролива;
районы А1 и А2 на подходах к портам Ванино и Советская Гавань, включая среднюю часть Татарского пролива (находятся в опытной эксплуатации) – рисунок 2.

RSUDS-dv-2
Рисунок 2 - Береговая инфраструктура ГМССБ в южной части Дальневосточного бассейна

Влияние стихийных гидрометеорологических явлений
Влияющие параметры: Скорость ветра, уровень воды в порту, видимость, волнение, ледовые условия, обледенение. Характеристиками волнения являются: максимальные высоты волн, возможные один раз в год, 50 и 100 лет; повторяемость и обеспеченность высот волн больше 5 баллов (>3 м) на морях России по сезонам года; максимальная высота волн в данный момент или прогнозируемая.
Тип информационной продукции: Текущие данные, штормовые оповещения, краткосрочный и долгосрочный прогнозы, климат.
Технологические процессы, на которые влияет природная среда: Перевозка грузов, разгрузка в порту, действия экипажа по борьбе за непотопляемость, стоянка на якоре, дрейф судна на якоре, спуск и отход шлюпки, прием плавсредств на рейде, посадка и высадка людей, подъем шлюпки на рейде в свежую погоду, прием судна на лаг, внезапное ухудшение погоды во время бункеровки на рейде, ухудшение погоды на рейде при наличии у борта барж с грузом и других плавсредств, навал другого судна, постановка на якорь другого судна в опасной близости, внезапное возникновение крена судна у причала, сильный тягун, касание грунта во время погрузки у причала, внезапное усиление отжимного ветра, обрыв швартовов при усиливающемся ветре, подготовка к выходу в море, плавание в прибрежных зонах, выход из строя гирокомпаса, внезапное ухудшение погоды, обнаружение встречного судна, угроза неминуемого столкновения с другим судном, отворот своего и встречного судна в одну сторону, внезапное ухудшение видимости, потеря счисления, работа людей на палубе во время шторма, обнаружение прямо по курсу неожиданного препятствия (буруны, скалы и т.п.) подготовка к входу в порт, постановка на якорь, аварийный разлив нефтепродуктов, обесточивание судна, выход из строя рулевого устройства, действия при падении человека за борт, обнаружение шлюпки (спасательного плота) в открытом море, получение по радио сообщения о судне, нуждающемся в помощи, обнаружение сигналов о помощи, посадка судна на мель, пробоина в корпусе судна, возникновение пожара, оставление судна.
Влияние на судно: Волны вызывают сильные течения во входах в гавани, которые очень опасны даже для больших судов, входящих в порт или покидающих его. Степень воздействия волнения на судно зависит от размеров волн, скорости судна, его курса относительно волнения, конструкции судна, его загрузки и размещения грузов на нем. Важной характеристикой поведения судна на волне является остойчивость, которая зависит от курсового угла волны, от отношения скорости волны к скорости судна, а также от периода волны и периода собственных колебаний судна. Расчеты показывают, что самый неблагоприятный курс совпадает с попутной волной близкой к длине судна, и фазовой скоростью, близкой к скорости судна. Волнение более 5 баллов влияет на деятельность морского транспорта, морских портов, рыбопромысловых флотов, морских нефтепромыслов, гидротехническое строительство. Волнение оказывает определяющее влияние на скорость движения судов и их остойчивость. В открытом море большие морские волны могут повредить корпус судна, сорвать палубные механизмы, различные устройства и надстройки. Увеличение длины и высоты волн приводит к нарушению прочности морских судов. В штормовых условиях в конструкции судна появляются дополнительные напряжения, которые увеличивают опасность разлома судна в момент постановки его на вершину волны. Волнение оказывает большое влияние на работу промыслового флота и погрузочно - разгрузочные работы, выполняемые в открытом море.
Критерии обслуживания: Безопасность людей и грузов, уменьшение времени на переходы.
Возможные убытки: Загрязнения моря, гибель судна, людей, увеличение затрат на перевозку.
Рекомендации по принятию решений:

Ранний ледовый покров (припай)

Перечень объектов: судоходство (порт,судно)
Значение параметра,характеризуещего СгЯ: значительно раньше срока
Тип информации: Климат
Перечень воздействий:

  • влияет на снабжение труднодоступных районов,
  • уменьшает доступность районов работ,
  • влияет на работы на шельфе морей,
  • влияет на судоходство, окончание навигации

Перечень рекомендаций:

  • Планировать завоз и разгрузку судов в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий.
  • Учитывать продолжительность ледостава в устьях рек.
  • Не направлять суда без ледовой обшивки, старой постройки в Арктические воды.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Может сложиться неблагоприятная обстановка для навигации.
  • Могут быть аварии судов.
  • Возможно зажатие судов во льдах.

Перечень рекомендаций:

  • Довести до капитанов судов сведения о наличии льда.
  • Приготовиться к закрытию навигации.
  • Форсировать снабжение труднодоступных районов.
  • Предотвратить вмерзание плавсредств и промвооружения в лед.
  • Интенсифицировать работу порта по разгрузке судов.
  • Запретить плавание судов без ледовой обшивки и маломощными двигателями.
  • Организовать специальное ледовое обслуживание.
  • Вывести все суда из бассейна для расстановки в затон.
  • Организовать проводку судов в виде каравана с ледоколом.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Суда, стоящие на рейде, лишаются возможности пополнять запасы топлива, воды, продуктов.
  • Нарушаются нормальные пассажирские и транспортные перевозки.

Перечень рекомендаций :

  • Использовать для проводки судов ледокол.
  • Штурманам быть внимательными.
  • Движение судов осуществлять по узкому каналу на фарваторе.
  • Прекратить грузопассажирские перевозки по морю.
  • Всем судам, находящимся в районе опасности, сообщать состояние судна, необходимость помощи и далее эту информацию сообщать регулярно до выхода из опасного района.
  • Производить ежечасный обход судна.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий :

  • Суда зажаты во льдах. Произошли аварии судов.

Перечень рекомендаций:

  • Привлечь ледокол для вывода судов из ледового плена.
  • Организовать аварийно - спасательные работы.
  • Провести осмотр судна и в случае необходимости организовать ремонт.

Примечание :

  1. Смотри также явления напор льдов, непроходимый лед.
  2. Для других значений параметра перечень воздействий практически тот же самый, а перечень мероприятий уточняется в зависимости от конкретной ситуации (географического района проявления, сезона года и др.)

Волнение моря

Перечень объектов:судно, порт
Значение параметра,характеризуещего СгЯ:более 5 баллов
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Представляет опасность для всех видов мореплавания. Угрожает безопасности навигации.
  • Представляет большую опасность в зонах интенсивного движения судов.
  • Оказывает определяющее влияние на скорость движения судов и их устойчивость.
  • Возникает риск для жизни в момент аварии, во время и после оставления судна.
  • У побережья возникает сильный прибой, который приводит к разрушению гидротехнических сооружений.
  • Отступает береговая черта.
  • Смещается часть песчаных пляжей.
  • Нарушается экологическое равновесие
  • Ограничивается "питание" моря твердыми стоками.
  • Поглощает огромные площади пляжей, сельскохозяйственных угодий.

Перечень рекомендаций:

  • Постоянно контролировать правильность размещения грузов.
  • Проектировать современные успокоители качки новых судов.
  • Организовать оперативное гидрометеорологическое обеспечение рыбопромыслового флота.
  • Проводить регулярные тренировки и обучение команды по действиям в случае аварий.
  • Исследовать аварийные ситуации, выработать критерии и нормы безопасности для различных классов судов.
  • Разрабатывать и совершенствовать средства поиска, защиты от неблагоприятных факторов, совершенствовать состав и устройство спассредств.
  • Иметь на судах запасы топлива, провизии, брусьев, матов, быстросхватывающий цемент, пластырь.
  • Восстановить нарушенный деятельностью человека естественный процесс саморегуляции и взаимодействия моря и суши.
  • Строить надолбы, волнорезы и другие искусственные берегозащитные сооружения.
  • Произвести отсыпку пляжеобразующего материала в местах заранее рассчитанных точек.
  • Найти способ перехвата доставляемых реками твердых стоков и направить их на береговосстановительные цели.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Возможны затруднения при транспортировк плотов, буксировке барж.
  • Могут опрокинуться плавкраны.
  • Возможно ухудшение управляемости судна.
  • Создается угроза столкновения всех подвижных средств на море.
  • Возможна потеря устойчивости судна общей, местной, изгибо-крутильной.
  • Возможно смещение и поломка грузов.
  • Возможны отказы спусковых устройств шлюпок и других спасательных средств.

Перечень рекомендаций:

  • Запретить выход в море всех прогулочных, маломерных и мелкотоннажных рыболовных судов.
  • Предпринять меры предосторожности для защиты груза
  • Изменить маршрут движения судов с сыпучими и палубными грузами.
  • Спасательным судам быть на " ТОВЬСЬ ".
  • Запросить в гидрометцентре рекомендации по безопасным оптимальным путям следования.
  • Прекратить работу кранов и закрепить их.
  • Задержать все суда на выходе из порта.
  • Всем судам ограниченного плавания вернуться в порт.
  • Расходить барашки иллюминаторов.
  • Предпринять меры предосторожности для защиты.
  • Укрепить груз на палубе и в трюме.
  • Проверить герметичность трюмов, задраить иллюминаторы.
  • Подготовить средства откачки воды из шлюпок, положить НЗ пищи, воды в шлюпки.
  • Проверить крепление всех съемных деталей и и груза в трюмах.
  • Проверить исправность судовых водоотливных средств.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Возникает бортовая, килевая и вертикальная качки. Увеличивается заливаемость.
  • Смещаются грузы в трюме, на палубе, увеличивается крен судна. Повреждаются суда
  • Срываются палубные механизмы, различные устройства и надстройки.
  • Создаются значительные опасности при переправах. Нарушается устойчивость и плавучесть судна. Возникает дифферент судна
  • Увеличивается заливаемость судна.
  • Суда могут быть выброшены на мель, рифы или берег.
  • Возникает сильный крен судна, появляется нарушение балластировки судна
  • Выносит в море купающихся. Пловцов затягивает на глубину.
  • Приводит к нарушению прочности морских судов. Возникает слеминг. Может привести к повреждению обшивки корпуса судна.
  • В конструкции судна появляются дополнительные напряжения, которые увеличивают опасность разлома судна в момент поставки его на вершину волны.
  • Возникает общий изгиб судна.
  • Оказывает большое влияние на работу промыслового флота и погрузоразгрузочные работы, выполняемые в открытом море.
  • Уменьшается скорость движения судна.
  • Возможен смыв людей за борт.
  • Произошли аварии на судах.
  • Отдельные суда терпят бедствие.

Перечень рекомендаций

  • Обойти район сильного волнения.
  • Следовать рекомендованным курсом.
  • Скорость судна должна быть ниже скорости волн.
  • Отменить выход в море.
  • Поставить судно носом на волну или по волне.
  • Поставить в известность спасательную службу об угрозе судну.
  • Поставить дополнительные якоря всем судам на рейде.
  • Запретить выход на палубу
  • Проводить ежечасную проверку состояния грузов на палубе.
  • Сообщить в порт назначения о задержке.
  • Направить суда в ближайший порт - убежище или под защиту у берега. Прекратить лов рыбы дрифтерными сетями и тралом.
  • Быть особенно внимательным при прохождении каналов, узкостей.
  • Принять меры по уменьшению постоянного крена, уменьшить амплитуду качки.
  • Удалить воду с высокорасположенных помещений.
  • Предпринять меры по спрямлению и дифферентовке судна.
  • Дать сигнал SOS.
  • Эвакуировать людей с гибнущего судна.
  • Одеть спасжилеты, проверить правильность их одевания.
  • Иметь на себе несколько слоев одежды.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий :

  • Возникли динамические,нервные перегрузки организма, гипотермия, обезвоживание, травмы.
  • Произошло заливание и опрокид. спассредств, возникли сильные удары шлюпок о борт, спасательных средств о воду.
  • Занесена песком акватория порта, образовались мели, размыто дно.
  • Размыты берегозащитные сооружения.
  • Повреждены причалы, береговые сооружения

Перечень рекомендаций :

  • Осмотреть судно с внутренней стороны, особенно в районе ватерлинии.
  • В случае необходимости произвести ремонт подводных частей судна.
  • Поставить судно в ремонт.
  • Организовать и провести спасательные работы для судов, терпящих бедствие.
  • Организовать поиск пропавших без вести.
  • Произвести проверку берегозащитных сооружений
  • В случае размыва организовать их ремонт.

Загрязнение нефтью

Нарушения хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения внутренних морей и Мирового океана
Перечень объектов: Порт, судно, рыболовство, население, туристические базы
Значение пара метра,характеризуещего СгЯ: очень сильное загрязнение
Тип информации: Фоновое загрязнение
Перечень воздействий:

  • Увеличивается загрязнение воды, загрязняются берега.
  • Ухудшается состояние пляжей.
  • Пропадает рыба, дичь.
  • Влияет на состояние общества (ухудшаются условия отдыха, туризма )
  • Нарушается экологическое равновесие.
  • Влияет на флору и фауну.
  • Уменьшается вылов рыбы, возникают убытки от недолова рыбы.

Перечень рекомендаций:

  • Препятствовать утечкам нефтепродуктов.
  • Разработать план и оптимальный маршрут перехода.
  • Выделить зоны, куда нельзя заходить с опасным грузом.
  • Выбрать наиболее благоприятные сроки перехода.
  • Определить порты захода и порты убежища, контрольные сроки выхода, прихода, заходов.
  • Не направлять танкеры в районы с большой вероятностью стихийных явлений.
  • Выбирать наиболее благоприятные сроки перевозки опасных грузов.
  • Создать запасы нейтрализующих веществ.
  • Обучать совместным действиям персонал разных организаций порта.
  • Изучать новые методы и оборудование для борьбы разливами.
  • Создать аварийные группы для принятия мер при возможной аварии.
  • Иметь процедуры по ликвидации аварий.
  • Снабдить суда специальными средствами борьбы с разливами.
  • Усилить контроль за состоянием танкеров.
  • Строго соблюдать маркировку опасных грузов.
  • Построить станции по очистке бытовых и промышленных сточных вод во всех портовых городах.
  • Подвергать сточные воды обеззараживанию.
  • При выходе судов с опасными грузами проверять их состояние.
  • Укомплектовать суда, перевозящие опасные грузы, опытным составом.

Тип информации:Текущая - транспортировка опасных грузов по морю
Перечень воздействий:

  • Возможно сильное загрязнение водоемов.
  • Возможны неблагоприятные экономические последствия для страны.

Перечень рекомендаций:

  • Проложить маршрут на безопасном расстоянии от опасных обьектов (мелей, банок, ледовых полей).
  • Готовить альтернативные маршруты по условиям погоды.
  • Сообщить в порт назначения маршрут следования судов с опасным грузом, меры их нейтрализации.
  • Проверить противопожарную систему.
  • Предотвратить утечки. Производить регулярный обход судна.
  • Избегать большого скопления судов.
  • Строго соблюдать правила погрузки, хранения, транспортировки и разгрузки опасных грузов.

Тип информации:Текущая (момент аварии)
Перечень воздействий:

  • Ухудшается качество воды.
  • Возникает устойчивое загрязнение воды на длительный срок.Гибнет флора и фауна.
  • Гибнет большинство мелких рыб и планктон

Перечень рекомендаций :

  • Предотвратить растекание опасных грузов.
  • Провести противопожарные операции.
  • Обнаружить, определить источник, остановить утечку нефти.
  • Определить обьем и маршрут движения вытекающего вещества.

Тип информации:Текущая (после аварии )
Перечень воздействий:

  • Погибли промысловые рыбы, их молодь, личинки икры, кормовые организмы, донные организмы. Погибли птицы.
  • Образовались донные отложения из нерастворимых или плохорастворимых минеральных загрязняющих веществ.
  • Ухудшилось развитие корневой системы водных растений и бентосных организмов.
  • Засорились жабры рыб.
  • Возникают популяционно-биоценотические и генетические эффекты.

Перечень рекомендаций:

  • Минимизировать поток утечки.
  • Защитить окружающую среду.
  • Произвести очистку водной поверхности от плавающих примесей всеми возможными средствами.
  • Оценить возможные районы распространения нефти.
  • Произвести улавливание посредством ограждения места утечки, использовать боны, абсорбирующие вещества.
  • Применить тюки соломы для сбора нефти в воде.
  • Воздействовать на нефтепродукты испарением, эмульгированием, растворением, окислением, седиментацией.

Напор льдов и интенсивный дрейф

Перечень объектов: Порт, судно, береговые сооружения
Значение пара метра,характе ризуещего СгЯ: Количество льда 8 - 10 баллов
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Затрудняет или делает невозможным мореплавание.
  • Повреждает береговые и прибрежные сооружения.
  • Влияет на работы на шельфе морей.
  • Уменьшается доступность районов работ.
  • Влияет на перевозку опасных грузов.

Перечень рекомендаций:

  • Не направлять суда без ледовой обшивки, старой постройки в Арктические воды.
  • Не планировать работу промыслового флота в сезоны и в районах с большой вероятностью напора льдов.
  • Выбрать наиболее благоприятные сроки промысла.
  • При выходе судов в районы со льдами проверить их техническое состояние.
  • Укомплектовать суда опытным составом.
  • Строить суда для определенных районов плавания.
  • Не строить сооружения на пологих берегах Арктических морей.
  • Не перевозить опасные грузы при неблагоприятных ледовых условиях.

Тип информации:Прогноз
Перечень воздействий:

  • Увеличивает угрозу столкновения судов.
  • Уменьшает безопасность судов.
  • Возможен дрейф судов во льдах.
  • Возможны подвижка и торошение льдов.
  • Возможны сжатие, аварии судов и даже их гибель.
  • Могут выдавливаться иллюминаторы.
  • Влияет на организацию каравана судов.
  • Может повредить пирсы.
  • Возможны деформация обшивки судна, возникновение трещин в швах, появление течи
  • Создает угрозу повреждения портовой техники.

Перечень рекомендаций:

  • Усилить меры безопасности при погрузо - разгрузочных работах в Арктике.
  • Задержать караван судов в связи с сильным сжатием.
  • Всем судам выйти на чистую воду.
  • Запросить помощь. Заказать работу ледокола.
  • Прекратить движение судов не ледового класса.
  • Проверить состояние дамб, трубопроводов, волноломов.
  • Включить в работу дополнительные ледоколы.
  • Не заходить в район со льдами.
  • Организовать проводку судов в виде каравана с ледоколом.
  • Убрать портовую технику подальше от береговой черты.

Тип информации:Текущая
Перечень воздействий:

  • Делается невозможным мореплавание, маневрирование судов.
  • Наблюдается сильное сжатие судов.
  • Нарушается устойчивость судов, что может привести к их гибели.
  • Увеличивается воздействие льда на судно.
  • Уменьшается скорость движения судов.
  • Сталкиваются суда.
  • Большие массы льда выталкиваются на берег
  • Повреждаются береговые и прибрежные сооружения.
  • Лед наваливается на причалы.
  • Увеличивается сплоченность и толщина льда за счет подсовов и наслоений.
  • Закрываются льдом промысловые районы.

Перечень рекомендаций :

  • Судам отойти от берега на безопасное расстояние, встать на рейде.
  • Осуществлять движение параллельно трещинам во льдах.
  • Штурманам быть предельно внимательными.
  • Следить за воздействием льдов на береговые сооружения.
  • Всем судам, находящимся в районе опасности сообщить состояние судна, необходимость помощи, далее эту информацию сообщать регулярно до выхода из опасного района.
  • Направить ледоколы к судам, находящимся в опасности.
  • Производить ежечасный обход судна.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Вышли из строя рулевые устройства.
  • Суда дрейфуют вместе со льдом.
  • Завален льдом фальшборт.
  • На берегах скопились массы льда.

Перечень рекомендаций:

  • Произвести осмотр судна и в случае необходимости организовать его ремонт.
  • Привлечь ледоколы для сопровождения аварийных судов в порт.
  • Осмотреть состояние гидротехнических сооружений. Убрать лед с пирсов.

Примечание:

  1. Смотри также явления ранний ледяной покров, непроходимый лед.
  2. .Для других значений параметра перечень воздействий практически тот же самый, а перечень мероприятий уточняется в зависимости от конкретной ситуации (географического района проявления, сезона года и др.)

Обледенение

Перечень объектов:судно, порт
Значение пара метра,характеризуещего СгЯ: Очень сильное
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Представляет огромную опасность для малых судов.
  • Уязвимы рыболовецкие суда, работающие в полярных районах.
  • Затрудняет мореплавание.

Перечень рекомендаций:

  • Не планировать работу промыслового флота в сезоны и в районах с большой вероятностью обледенения.
  • Выбрать наиболее благоприятные сроки промысла.
  • При выходе судов в районы с обледенением проверить их техническое состояние особо тщательно.
  • Укомплектовать суда опытным составом.
  • Уменьшить число элементов оснастки.
  • Строить суда для определенных районов плавания.
  • Не направлять суда старой постройки в районы с большой вероятностью обледенения.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Возможна потеря остойчивости судов и даже их гибель.
  • Может вывести из строя радио - и радиолокационное оборудование.
  • В отдельных случаях может возникнуть потеря остойчивости, внезапное опрокидывание и гибель судна.

Перечень рекомендаций:

  • Запретить выход в море всех прогулочных средств и маломерных судов. Задержать выход судов из порта.
  • Предупредить все суда о стихийном явлении.
  • Всем судам срочно выйти из района опасности.
  • Направить спасательные суда в опасный район при при обледенении 4 т/час.
  • Приготовиться к борьбе с обледенением.
  • Произвести контроль правильности размещения груза.
  • Удалить с палубы ванты, выбленочные тросы, оснастку и т.п. Усилить меры безопасности.
  • Уйти в теплую зону моря, укрыться в бухте, за островами, мысами.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Теряется скорость и маневренность судна.
  • Повреждаются суда, палубные надстройки.
  • Смещается центр тяжести судна.
  • Уменьшается высота борта, что увеличивает опасность опрокидывания судна.

Перечень рекомендаций :

  • Всем судам уходить из района обледенения.
  • Всем судам, находящимся в районе опасности, сообщить состояние судна.
  • Сообщать ежечасно о состоянии судна до выхода из опасного района. При необходимости запросить помощь.
  • Направить спасательные суда к судам, находящимся в стихийном явлении более 10 часов.
  • Судам укрыться в прибрежной зоне при ветре с берега или где меньше волнение, уйти в более теплые районы.
  • Зайти в поле битого, дрейфующего льда, в более теплые районы. Производить ежечасный обход судна.
  • Включить в действие все средства борьбы с обледенением.
  • Уменьшить скорость хода судна для уменьшения забрызгивания и заливаемости.
  • Удалить лед с палуб и надстроек, в крайних случаях удалить груз с палубы.
  • Предпринять меры по повышению остойчивости судна.
  • Изменить курс. Следовать курсом "на ветер".
  • Произвести околку льда. Применить горячую воду для стаивания льда.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Вышло из строя радиооборудование.
  • Повреждены суда.
  • Судно имеет смещенный центр тяжести.

Перечень рекомендаций:

  • Привлечь ледоколы и спасательные суда для вывода аварийных судов.
  • Осмотреть судно.

Примечание:

  1. Смотри также явления- ледяной покров, непроходимый лед, волнение.
  2. .Для других значений параметра перечень воздействий практически тот же самый, а перечень мероприятий уточняется в зависимости от конкретной ситуации (географический район проявления,сезон года и др.)

Сильный тягун

Перечень объектов: порт, судно
Значение параметра,характеризуещего СгЯ: очень сильный
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Затрудняет грузовые операции.
  • Повреждает суда, технику.
  • Влияет на погрузку - разгрузку опасных грузов.

Перечень рекомендаций:

  • Перенести причалы в другой район бухты.
  • При проектировании портов учитывать вероятность возникновения тягуна.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Могут быть поломки борта судов.
  • Из-за обрывов швартовых может произойти столкновение и повреждение их о причалы.
  • Возможно наваливание судов на причалы.
  • Возникает опасность резонанса волн и собственных колебаний судна.

Перечень рекомендаций:

  • Приостановить погрузку - разгрузку судов, особенно опасных грузов.
  • Вывести суда на внешний рейд.
  • Укрепить швартовые.
  • Подготовиться к срочному отходу.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Судно бьется о причал.
  • Делается невозможной стоянка судов у пирса.
  • Срываются суда с якорей.
  • Возникают резонансные колебания волн и судна.

Перечень рекомендаций :

  • При невозможности отойти от причала поставить дополнительные швартовые.
  • Отойти от причала на рейд и поставить дополнительные якоря.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Произошли аварии на судах.
  • Вышло из строя портовое оборудование.

Перечень рекомендаций:

  • Осмотреть судно.
  • Произвести ремонт судов.
  • Произвести проверку портового оборудования, в случае необходимости произвести ремонт.

Примечание:

  1. Смотри также явление волнение.
  2. Для других значений параметра перечень воздействий практически тот же самый, а перечень мероприятий уточняется в зависимости от конкретной ситуации (географический район проявления,сезон года и др.)

Цунами

Перечень объектов: судно, порт, население
Значение параметра,характеризуещего СгЯ: Любой интенсивности
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Представляет огромную опасность для обьектов, расположенных на побережье.
  • Подмывает фундаменты, железные и шоссейные дороги, разрушает жилые дома, хозяйственные постройки.
  • Влияет на работы на шельфе морей.
  • Нарушает берегоукрепительные системы.
  • Создает большие убытки из-за смыва и порчи грузов.

Перечень рекомендаций:

  • Выявить низменные участки берегов.
  • Планировать землепользование на побережье.
  • Провести обследование затопляемых участков.
  • Уточнить опасные отметки уровня у шоссейных и железнодорожных мостов.
  • Разработать планы складирования грузов с учетом возможных цунами.
  • Не создавать большие запасы сыпучих грузов на территории порта.
  • Не строить дорогостоящие сооружения вблизи береговой линии (склады, железные и шоссейные дороги и т.п.).
  • На низких побережьях построить специальные высотные площадки.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Создается угроза смыва сыпучих грузов (насыпной уголь, строительный песок).
  • Может унести из запаней древесину.
  • Возможен подмыв железных и автодорог.
  • Часть грузов может получить механические повреждения или подмочиться водой.
  • Может оторвать плавучие причалы и выбросить их на берег.
  • Возможен выброс судов на берег.
  • Созда��тся угроза повреждения портовой техники, столкновения надводных средств.

Перечень рекомендаций:

  • Срочно вывезти наиболее ценные сыпучие грузы.
  • Остановить движение поездов на линиях вдоль побережья.
  • Убрать бочки с горючесмазочными материалами с территории порта.
  • Прекратить работы в песчаных карьерах, расположенных вблизи береговой линии.
  • Убрать контейнеры и др. грузы с территории возможного заливания.
  • Вывести суда в открытое море.
  • Судам отойти от берега на безопасное расстояние и встать на якорь.
  • Судам, стоящим на якоре, поставить дополнительные якоря.
  • Снять рыболовецкие снасти.
  • Запретить выход в море всем маломерным и прогулочным судам.
  • Прекратить все работы в порту.
  • Не оставайтесь на пониженных участках побережья.
  • Поднимитесь на горки высотой не менее 15 м для цунами 30 м.
  • Спасательным судам быть на "ТОВЬС".

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Смываются насыпные грузы.
  • Часть ранее смытых материалов может быть выброшена на берег вторичной волной.
  • Разрушаются рыбацкие станы.
  • Уносит в море рыболовецкие снасти из устьев рек и прибрежных районов.
  • Территория порта заливается водой.
  • Разрушаются береговые сооружения.
  • Вызывается гибель людей и животных.
  • Срываются суда с якорей.

Перечень рекомендаций :

  • Всем, кто еще не покинул берег, срочно уйти на возвышенные участки местности.
  • Капитанам судов быть предельно внимательным.
  • Не выходить на берег после первой осушки дна и после отката первой волны.
  • Оставайтесь вдали от опасной зоны (гавани, залива, берега) до объявления конца тревоги.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Мелкие суда выброшены на берег.
  • Повреждены причалы, береговые сооружения
  • Пропали люди, суда.
  • Часть грузов попорчена или смыта.

Перечень рекомендаций:

  • Зарегистрировать все обнажившиеся предметы на дне, не отмеченные ранее в лоции.
  • Организовать аварийные и поисково - спасательные работы.
  • Произвести осмотр береговых сооружений, портового оборудования.
  • Подсчитать убытки. Сообщить грузополучателям о смыве

Примечание:

  1. Смотри также явление сильные колебания уровня.

Непроходимый и труднопроходимый лед

Перечень объектов: судно, порт
Значение параметра,характеризуещего СгЯ:лед 8-10 баллов, толщина льда>2м
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Затрудняет производство транспортных операций.
  • Усложняет передвижение судов.

Перечень рекомендаций:

  • Не планировать работу промыслового района в районах с тяжелыми льдами.
  • Проверить техническое состояние буксировщика.
  • Укомплектовать суда опытным составом.
  • Провести инструктаж на буксировщике.
  • Выбрать наиболее благоприятные сроки перехода.
  • Уменьшить число элементов вблизи ватерлинии.
  • Строить суда для определенных районов плавания.

Тип информации:Прогноз
Перечень воздействий:

  • Ожидаются крайне тяжелые ледовые условия
  • Ожидается увеличение сплоченности и толщины льда за счет подсовов, наслоений
  • Может повреждаться пирс.
  • Могут выдавиться иллюминаторы.

Перечень рекомендаций:

  • Всем судам срочно выйти из района опасности.
  • Произвести предварительную разведку льда на пути следования.
  • Разработать оптимальный маршрут перехода.
  • Подготовить ледоколы к отправке в районы скопления льдов.
  • Сообщить промысловому флоту о складывающейся ледовой обстановке.
  • Перебазировать промысловый флот в другой район.
  • Произвести расчет ходового и стояночного времени.
  • Определить порты захода и порты убежища.
  • Определить сроки выхода, прихода и заходов.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Делается невозможным мореплавание.
  • Закрываются льдом промысловые районы.
  • Смещается кромка льда.
  • Флот испытывает затруднения при маневрировании. Могут быть повреждения винтов, рулевого устройства.
  • Деформируется обшивка, возникают трещины в швах, появляется течь.
  • Заваливается льдом фальшборт.
  • Вызывает сжатие судов, их повреждение и даже гибель.
  • Влияет на спасательные работы.

Перечень рекомендаций :

  • Прекратить движение судов ледового класса.
  • Следить за льдом у гребного винта.
  • Проворачивать гребной винт при стоянке во льдах.
  • Судам лечь в дрейф и дрейфовать вместе со льдом.
  • Ждать ледокола.
  • Избегать большого скопления судов.
  • Вывести суда из ледового плена. Производить эпизодическую околку застрявшего судна.
  • Проводите судно на буксире, вплотную к ледоколу, или судну следовать по каналу за ледоколом.
  • Доложить на диспетчерском совещании в пароходстве о складывающейся ледовой обстановке.
  • Ледоколу предварительно проложить канал.
  • Избегать работать задним ходом.
  • Продувать кингстоны паром или воздухом.
  • Идите равномерно, выдерживая курс, выбирайте разводья или участки с более слабым льдом, если не удается, двигайтесь набегами.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Произошли аварии на судах.

Перечень рекомендаций:

  • Осмотреть судно с внутренней стороны, особенно в районе ватерлинии.
  • Производить очистку корпуса судна.
  • В случае необходимости произвести ремонт подводных частей судна.
  • Поставить судно в ремонт.

Примечание:

  1. Дополнительно смотри явления напор льдов, раннее появление льда.
  2. Для других значений параметра перечень воздействий практически тот же самый, а перечень мероприятий уточняется в зависимости от конкретной ситуации (географический район проявления,сезон года и др.)

Наводнение

Перечень объектов: порты, населенные пункты, cуда
Значение пара метра,характе ризуещего СгЯ: значительно выше критической отметки (наводнение)
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Ухудшает плодородие почв из-за вторжения соленых вод.
  • Проседает грунт.
  • Увеличивает коррозию металлов.
  • Заливает подъездные пути к причалам, склады.
  • Соленая морская вода проникает в подземные водоносные слои, служащие источником питьевой воды.
  • Затопляет населенные пункты в низких прибрежных районах.
  • Разрушает береговые и прибрежные сооружения, происходит размыв берегов.
  • Подтапливает сооружения.
  • Влияет на размещение отходов.
  • Происходит засоление земель.

Перечень рекомендаций:

  • Составить список объектов, подверженных наводнению.
  • Разработать план эвакуации на случай чрезвычайных обстоятельств.
  • Регулировать землепользование, например, отвести землю под парковую зону. Уменьшить плотность застройки.
  • Иметь дополнительные подъездные пути к причалам,складам.
  • Произвести зонирование территории и упорядочение застройки.
  • Избегать строительства новых предприятий.
  • Застраховать имущество и жизнь.
  • Использовать водонепроницаемые материалы для фундаментов и стен. Создать запасы песка, щебня, бута.
  • Построить валы, насыпи и другие водозащитные сооружения.
  • Установить торговые ларьки на колесах.
  • Строить устои мостов не ниже макс уровня плюс макс высота мачты. Выявить участки возможного проседания грунта.
  • Соорудить приподнятые площадки в качестве временного убежища. Прочистить канализацию.
  • Обучить спасателей правилам поведения на воде и приемам снятия людей с полузатопленных зданий.
  • Ознакомить руководителей предприятий и население с границами возможной зоны затопления,с сигналами и способами оповещения,об угрозе затопления и местами,куда эвакуируется население по сигналу оповещения.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Уменьшается доступность районов работ.
  • Возможно нарушение сохранности грузов.
  • Гигроскопические материалы могут накопит влагу.
  • Возможно разрушение береговых сооружений.
  • Создает угрозу повреждения техники.
  • Возможна гибель растительности,сельскохозяйственных посевов и домашнего скота.
  • Могут произойти аварии на судах.
  • Возможно разрушение гидротехнических сооружений (дамб, волноломов и др.).
  • Возможно загрязнение водозапасов бытового назначения.
  • Влияет на стоимость проекта гидротехнических сооружений.
  • Влияет на размещение отходов.
  • Происходит засоление земель.
  • Создается угроза безопасности проведения работ.
  • Возможна просадка грунта.
  • Возможно возникновение пожаров из-за пробоев кабелей.
  • Возможно отключение электросистем.

Перечень рекомендаций:

  • Предпринять все меры по вывозу имущества и грузов с территорий порта, подверженной наводнению.
  • Закрепить берега,набережные мешками с песком,насыпать дополнительный грунт в виде плотины вдоль берегов.
  • Оповестить население по радио и ТВ.
  • Вывести портовую технику с территории порта.Закрепить краны. Убрать с прибрежных сооружений лодки, грузы и т.п Изменить порядок трудовой деятельности.
  • Вывести все суда из порта. Направить курьеров в районы без связи. Подготовить мебель к вывозке.
  • Произвести гидроизоляцию низкорасположенных окон.
  • Закрыть клапаны канализационных труб.
  • Организовать спасательные отряды.
  • Задержать выход рыболовецких судов на прибрежный лов рыбы.
  • Предупредить яхт - клубы, рыболовные и охотообщества.
  • Построить временные снежные, ледяные или земляные дамбы силами предприятий.
  • Объявить тревогу командам ГО. Пожарным усилить внимание.
  • Запастись грунтом для предотвращения прорывов и для наращивания дамбы.
  • Проверить наличие и состояние спасательных средств, средств связи. Укрепить швартовые.
  • Срочно произвести герметизацию дверей, окон.
  • Установить круглосуточное дежурство на спасательных станциях. Оборудовать временные причалы.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Усложняется передвижение в порту.
  • Портятся неукрытые материалы,грузы.
  • Возрастают транспортные затруднения в порту.
  • Затрудняется проведение в порту погрузо-разгрузочных операций.
  • Могут повреждаться суда.
  • Затопляются пониженные районы городов, причалы,прибрежные железные дороги,портовые сооружения и механизмы.
  • Смываются строения,лишаются крова тысячи жителей.
  • Размываются автомобильные и железные дороги.
  • Возникает значительный материальный ущерб
  • Уничтожаются или портятся архитектурные памятники.

Перечень рекомендаций :

  • В районах порта подверженных наводнению организовать регулировку движения. Подготовить объезды на дорогах.
  • Увезти материалы и грузы в безопасное место.
  • Закончить эвакуацию жителей.
  • Прекратить погрузо-разгрузочные операции.
  • Укрепить швартовые у судов,не выведенных из порта.
  • При прохождении под мостами учитывать высоту мачт.
  • Штурманам быть предельно внимательными.
  • Строить насыпные валы, дамбы.
  • Перенести мебель на верхние этажи.
  • Выставить оцепление и организовать охрану отдельных важных объектов.
  • Приостановить работу предприятий.
  • Привлечь армейские подразделения для эвакуации.
  • Привести в готовность экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другие средства борьбы с наводнениями.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Созданы наносы в канале.
  • Разрушены дома, пропали люди, имеются раненые, вода находится в подвальных помещениях.
  • Нанесен ущерб городскому хозяйству.
  • Изменились глубины в порту.
  • Смыты водой грузы.

Перечень рекомендаций:

  • Провести СНАВР. Привлечь вертолеты к спасению людей.
  • Организовать поиск пропавших без вести и неотложную помощь пострадавшим.
  • Организовать восстановление разрушенных зданий.
  • Привлечь противопожарные формирования для откачки воды из подвалов и нижних этажей зданий, защитных сооружений. Предъявить страховые иски.

Сгон

Перечень объектов: порты, населенные пункты, cуда
Значение параметра,характеризуещего СгЯ: значительно ниже критической отметки (наводнение)
Тип информации: климат
Перечень воздействий:

  • Затрудняет вход и выход из порта и через баровые участки транспортировку плотов, буксировку барж. Влияет на работу флота.
  • Угрожает безопасности навигации.
  • Определяет загрузку судов. Влияет на разгрузку танкеров.
  • Влияет на работы на шельфе.
  • Осушает водозаборные сооружения.

Перечень рекомендаций:

  • Обеспечить свободное маневрирование судов при подходе к причалу. Провести дноуглубительные работы.
  • Учитывать габариты судов при прохождении узкостей.
  • Предусмотреть побочные производственные затраты на ликвидацию случаев посадки и повреждения судов.
  • Поддерживать необходимые глубины в порту.
  • Сообщить судам об углублении канала на акватории порта.
  • Учитывать продолжительность стояния низкого уровня при транспортных операциях.

Тип информации: Прогноз
Перечень воздействий:

  • Уменьшается использование мобильного флот на транзитных перевозках. Значительно снижается экономичность грузоперевозок.
  • Возможна посадка судов на мель.
  • Намечается невыполнение планов по отдельным видам работ. Увеличиваются простои.
  • Приводит к увеличению трудовых, материальных и денежных средств.

Перечень рекомендаций:

  • Разработать график перемещения судов через бар.
  • Оповестить капитанов судов о сгоне.
  • Регулировать загрузку судов.
  • Избежать потерь времени на вход и выход из реки.
  • Заказать проводку судов с лоцманом.
  • Привлечь мелкосидящий флот для разгрузки судов на рейде.
  • Обеспечить безопасность входа и выхода судов из порта устья реки.

Тип информации: Текущая
Перечень воздействий:

  • Особые затруднения испытываются рыболовецкими заводами.
  • Осушаются естественные нерестилища.
  • Суда садятся на мели.
  • Задерживается вход и выход из порта.

Перечень рекомендаций

  • Судам, имеющим большую осадку, ждать повышения уровня.
  • При наличии маломерного флота организовать частичную разгрузку судов.
  • Штурманам при прохождении мелководных районов быть предельно внимательными. Уменьшить скорость движения.

Тип информации: После явления
Перечень воздействий:

  • Произошли изменения глубин.
  • Перечень рекомендаций:
  • Зарегистрировать все обнажавшиеся предметы на дне, не отмеченные ранее в лоции.
  • Информировать судовладельцев об изменениях глубин.
  • Проверить глубины в судоходных каналах.