Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Природопользование / КУПЗ в концепции устойчивого развития территории и природопользования

Прибрежная зона моря (ПЗ) – это зона контакта суши с морем, включая природные комплексы – как берега, так и прилежащую морскую акваторию в границах, позволяющих обеспечить экологически сбалансированное развитие прибрежных территорий, сохранение прибрежных и морских ландшафтов и экосистем от загрязнения и уничтожения, – территория с режимом ограниченной и регулируемой хозяйственной и иной деятельности (http://www.crs.org.ua/assets/files/iczm_ovidiopol.pdf ).
Комплексное управление прибрежными зонами (КУПЗ) определяется как непрерывный и динамичный процесс принятия решений, направленных на устойчивое использование, развитие и сохранение прибрежных и морских зон и ресурсов. КУПЗ исходит из взаимосвязанности видов прибрежного (морского) природопользования и окружающей среды, на которую они потенциально воздействуют, и предназначено преодолеть фрагментарность, присущую отраслевому подходу к управлению. КУПЗ имеет многоцелевую ориентацию, оно анализирует участие сторон в развитии побережий, конфликтное использование ресурсов, взаимосвязь природных процессов и человеческой деятельности, способствует связям и межотраслевой гармонизации прибрежной и морской деятельности [3].
Природопользование – вся система отношений, возникающая между человеком с его материально-техническими средствами и природно-ресурсной средой в процессе жизнедеятельности.
Рациональное природопользование на любой акватории предполагает принятие адекватных решений на основе всестороннего учета основных социально-экономических, физико-географических и биологических процессов и закономерностей, определяющих состояние, функционирование и динамику изменений природных экосистем при эксплуатировании природных ресурсов суши и моря. Важнейшие характеристики структуры и состояния естественных экосистем объединяют комплекс природных абиотических факторов, биотических компонент, антропогенных воздействий и качества окружающей среды в целом. При этом информация о гидрометеорологическом режиме, состоянии и изменений окружающей морской и прибрежной среды имеет жизненно-важное значение для населения прилегающих территорий и составляет необходимую основу для решения актуальных задач изучения природных и техногенных процессов, состояния и функционирования экологических систем и биологических сообществ. Она необходима для разработки систем поддержки принятия решений и рекомендаций по рациональному природопользованию в условиях возрастающего антропогенного прессинга и изменений климата с точки зрения оптимизации различных видов деятельности человека, сохранения ресурсов, природных экосистем и прогнозирования тенденций важнейших процессов и явлений. Очевидно, что своевременное и эффективное обеспечение данными и информацией о состоянии природной среды является одним из важнейших условий выполнения работ по природоохранному планированию и принятию решений. Это требует интеграции больших объемов данных, применения эффективных методов анализа информации с использованием различных аналитических средств и моделей, разработки специализированных информационных продуктов и систем представления и распространения результатов исследований, что является предметом продолжающихся исследований.
Одними из важнейших компонентов программ изучения и освоения морских акваторий являются различные виды информационной поддержки как планируемых и проводимых исследований, так и соответствующих систем диагностики, прогнозирования процессов и явлений, выполнения экспертных оценок и принятия решений. Такая поддержка должна предусматривать создание необходимой технологической основы доступа пользователей к ведомственным и государственным информационным ресурсам, формирование и ведение информационных фондов и полидисциплинарных баз данных (БД) по морской среде, развитие систем мониторинга и усвоения данных наблюдений, поступающих в оперативном и задержанном режимах, создание информационно-справочных систем, баз знаний, совершенствование систем телекоммуникаций. В последние годы в результате повсеместного применения новой вычислительной техники, развития телекоммуникаций и применения новых информационных технологий (ИТ) решены многие важные проблемы накопления и интеграции больших объемов массивов данных наблюдений, обеспечения доступа пользователей к этой информации и эффективного использования информационных ресурсов (ИР).
КУПЗ проводится на государственном уровне и предусматривает создание организационно-правовых рамок, необходимых для обеспечения интеграции планов развития и управления в ПЗ с природоохранными целями (в том числе и в социальном аспекте) и для участия всех заинтересованных сторон в разработке этих планов [4].
Необходимость охраны окружающей среды, быстро увеличивающееся население земного шара, возрастающее антропогенное влияние и деградация экосистем привели к возникновению термина «устойчивость развития». Суть этого понятия заключается в том, что развитие будет устойчивым, если оно позволит не только решать задачи настоящего поколения, но и оставит возможность будущим поколениям успешно решать свои задачи. С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: «Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека». Устойчивое природопользование в регионе - это такая система отношений природопользования, при которой достигается длительное сохранение, либо минимальное сокращение природно-ресурсного потенциала и высокое экологическое качество окружающей среды [2, 5].
Важнейшую роль в развитии комплексного управления прибрежными зонами как направления практической деятельности играли организация и проведение целого ряда различных международных мероприятий и, в первую очередь, Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Итогом международного саммита явилось принятие итогового документа «Повестка дня 21 века» [5]. В главе 17 этого итогового документа, в частности, была отмечена необходимость устойчивого развития прибрежных зон. В качестве инструмента для обеспечения такого устойчивого развития всем странам, имеющим морское побережье, было рекомендовано создавать системы комплексного управления прибрежными зонами.
За рубежом разработана методология комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone/Area Management – ICZM/ICAM), которая представляет собой экономико-правовой механизм гармонизации многочисленных противоречивых интересов прибрежных природопользователей (добыча полезных ископаемых на шельфе, рыбное хозяйство, морской транспорт, промышленное и сельскохозяйственное развитие прибрежной зоны, рекреационный потенциал, заповедные зоны и др.). При этом рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров проводится в едином комплексе. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития и природопользования должны отражать эти три важнейшие составляющие КУПЗ. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития [6-8]. В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития, Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды и др. Комиссией ООН по устойчивому развитию территорий предложен проект из 134 индикаторов, разделенных по секторам [8]:
А) Группа социальных индикаторов: борьба с бедностью; демографическая динамика и устойчивость; улучшение образования, осведомленности и воспитания общества; защита и улучшение здоровья людей; улучшение развития населенных мест.
Б) Группа экономических индикаторов: международная кооперация для ускорения устойчивого развития и связанная с этим местная политика; изменение характеристик потребления; финансовые ресурсы и механизмы; передача экологически щадящих технологий, сотрудничество и создание потенциала.
В) Группа экологических индикаторов: сохранение качества водных ресурсов и снабжения ими; защита океанов, морей и прибрежных территорий; комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов; рациональное управление уязвимыми экосистемами, борьба с опустыниванием и засухами; содействие ведению устойчивого сельского хозяйства и развитию сельских районов; борьба за сохранение лесов; сохранение биологического разнообразия; экологически безопасное использование биотехнологий; защита атмосферы; экологически безопасное управление твердыми отходами и сточными водами; экологически безопасное управление токсичными химикатами; экологически безопасное управление опасными отходами; экологически безопасное управление радиоактивными отходами.
Г) Группа институциональных индикаторов: учет вопросов экологии и развития в планировании и управлении для устойчивого развития; национальные механизмы и международное сотрудничество для создания потенциала в развивающихся странах; международный институциональный порядок; международные правовые механизмы; информация для принятия решений; усиление роли основных групп населения.
Важность учета экологических факторов просматривается во всех перечисленных группах. Поэтому ясно, что при разработке общей системы критериев и индикаторов устойчивого развития для Приморского края необходимо учитывать основные направления государственной экологической политики в регионе [9-11]:
1) Учет экологических приоритетов, вытекающих из особенностей географического положения Приморья и его природно-ресурсного потенциала, специфической устойчивости природных систем края к антропогенной нагрузке и опасным природным явлениям.
2) Обеспечение благополучной экологической обстановки на территории Приморского края и создание комфортных условий жизни населения.
3) Сохранение и восстановление природных экосистем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности.
4) Экологическая оптимизация отраслей экономики Приморского края, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий.
5) Внедрение достижений научно-технического прогресса, экологически безопасных, малоотходных и безотходных технологий и производств, использование вторичных ресурсов.
7) Осуществление эффективного государственного экологического мониторинга за состоянием окружающей среды на территории Приморского края и государственного контроля за хозяйствующими субъектами.
8) Внедрение систем экологического менеджмента по международным стандартам на предприятиях, организациях всех форм собственности, органах власти всех уровней.
9) Формирование высокой экологической культуры населения на основе комплексной и непрерывной системы экологического образования, воспитания и просвещения.
10) Эффективное международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Ясно, что работы по этим направлениям рассчитаны на длительную перспективу, требуют сосредоточения усилий организаций различных ведомств, грамотного научного обоснования, привлечения ресурсов и администрирования.
Общие задачи развития КУПЗ в России были определены более 10 лет тому назад. К ним относятся [13]: оценка ресурсного потенциала и ситуации в области его использования; деятельность, направленная на осознание руководящими кругами различного уровня и общественностью необходимости и важности КУПЗ; идентификация ответственных за КУПЗ федеральных и региональных органов; организация разработки законодательной и регламентирующей базы для деятельности в прибрежной зоне; освоение международного опыта создания и реализации национальных и региональных программ КУПЗ; организация научно-исследовательских работ в сфере КУПЗ в научно-исследовательских организациях, связанных с морской деятельностью; подготовка кадров для сферы КУПЗ и, наконец, разработка программ КУПЗ для конкретных регионов России.
Основными законодательными актами, определяющими реальную федеральную правовую базу и регулирующими отношения в этой сфере в истекший период являлись законы: «О континентальном шельфе РФ», «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «О соглашениях о разделе продукции», «О местном самоуправлении», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе» и многочисленные дополняющие их документы. Достаточно сказать, что перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края и муниципальных образований края в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, призванных реагировать на угрозы природной среде, и принятых только в 2006 г., насчитывает около 200 документов [14].
Организация КУПЗ может состоять из трех этапов [2]: инвентаризационный, организационный и этап реализационный (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Предпосылки, проблемы и этапы реализации комплексного управления прибрежными зонами на Дальнем Востоке России [2]

В соответствии с приведенной схемой на инвентаризационной стадии реализации концепции КУПЗ важное внимание должно уделяться информационно-методическим аспектам этой деятельности:
1) Составлению оперативных баз данных по природным условиям, ресурсам и основным экономическим показателям региона.
2) Структуризации данных: составление тематических баз данных, серий карт и атласов, разномасштабное районирование и зонирование.
3) Разработке методологии составления кадастров прибрежных акваторий и территорий, организации его составления.
4) Организации и проведению мониторинга.
На стадиях информационного обеспечения управления, планирования, развития и выполнения КУПЗ могут быть использованы различные инструменты и методы. Они включают: базы данных, геоинформационные системы (ГИС), оценки экологического воздействия, экологические экспертизы, экономические оценки затрат и выгод, различные сценарии развития и изменения окружающей среды, регулирование и контроль за финансовыми механизмами, систему образование и механизмы разрешение конфликтов [1, 2, 12].
К настоящему времени Тихоокеанским институтом географии (ТИГ) ДВО РАН проведен инвентаризационный этап подготовки к созданию системы КУПЗ всего дальневосточного региона: оценены состояние и перспективы развития прибрежного хозяйственного комплекса Дальнего Востока России, проведены предварительное функциональное зонирование ПЗ и экологическое районирование дальневосточных морей, определены эколого-географические ограничения природопользования, сделано обоснование и разработаны предложения по составлению кадастра береговой зоны, рассмотрены методические предпосылки создания комплексной системы управления ПЗ дальневосточных морей [1, 2, 12]. Исследования в данном направлении проводятся также Институте биологии моря (ИБМ) ДВО РАН и ряде других научных организаций и вузов по профилю их деятельности
Полученные результаты использованы при разработке Стратегии социально-экономического развития Приморского края и Стратегического плана устойчивого развития г. Владивостока на 2004-2010 гг. и на период до 2020 г. [9, 10]. На этом этапе в интересах развития края и природопользования выполнено обобщение результатов многолетних научных исследований в виде серии монографий, подробных тематических карт состояния ресурсного потенциала и природной среды, компьютерных информационно-справочных пособий и географических информационных систем. Однако информация по состоянию прибрежно-морской среды и природопользованию непосредственно на акваториях в этих изданиях практически не представлена, а по биоразнообразию – весьма ограничена.
В 2008 г. по заказу Минэкономразвития в рамках ФЦП «Мировой океан» ТИГ ДВО РАН проведены масштабные исследования по разработке и построению системы показателей для общих целей информационно-аналитического обеспечения устойчивого природопользования и развития дальневосточных побережий России и сопредельных территорий [12]. В ходе этих исследований выполнена разработка теоретической и методической основы построения системы показателей для целей региональных программ КУПЗ и развития дальневосточных побережий России и сопредельных территорий, в том числе:
1) критериев выделения прибрежных зон и понятий устойчивого природопользования и устойчивого развития для прибрежных зон и для контактных структур суши и моря;
2) системы индикаторов, отображающих состояние процесса природопользования и отображающих тенденции в развитии контактных прибрежно-морских структур;
3) системы количественно-качественных оценок природно-ресурсного потенциала развития прибрежных территорий и акваторий Дальнего Востока России для учета в федеральных и региональных программах;
4) критериев для оценки качества природопользования в прибрежных зонах и возможности сравнительной оценки вариантов развития прибрежных зон;
5) системы ограничений природопользования и развития прибрежных зон дальневосточного региона на основе оценки значимости и чувствительности отдельных природных компонентов, анализа социально-экономической ситуации и оценки экологического состояния прибрежно-морских экосистем.

Литература к разделу
1. Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов дальневосточных морей России: отчет о НИР по ГК № 43.634.11.0004/6 (пятилетний 2003-2007 гг.) / Тихоокеан. ин-т геогр. ДВО РАН; рук. Бакланов П.Я.; исполн. Качур А.Н. [и др.]. – Владивосток, 2007. – 220 с.
2. Бакланов П.Я. и др. Природопользование в прибрежной зоне (проблемы управления на Дальнем Востоке России). - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 251 с.
3. Михайличенко Ю.Г. Адаптация и освоение мирового опыта комплексного управления прибрежными зонами морей. // Известия РАН. Серия географическая, 2004, № 6.- С. 31-40
4. Айбулатов Н.А. Деятельность России в прибрежной зоне моря и проблемы экологии. – М.: Наука, 2005. – 364 с.
5. United Nations Commission on Sustainable Development. Agenda 21. Chapter 17: Protection of the oceans, all kinds of seas and coastal areas, 1992.
6. Сайт ЮНЕСКО-МОК. - [Электронный ресурс]. Доступно из http://ioc3.unesco.org/icam/index.php.
7. A Handbook for Measuring the Progress and Outcomes of Integrated Coastal and Ocean Management: ICAM Dossier, 2, IOC Manuals and Guides. – UNESCO/IOC, 2006. – 166 p.
8. Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodology. N.Y.: United Nations, 1996. - 428 p.
9. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004–2010 гг. – Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2004. - 315 с.
10 Стратегический план устойчивого развития г. Владивостока на 2004-2008гг. и на период до 2020г. Промежуточный отчет. Владивосток, 2003-2004. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www.vlc.ru/economy/2004/plans/index.htm.
11. Тарасенко Ю.Г. Охрана окружающей среды в Приморском крае: современное состояние и дальнейшие перспективы деятельности. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://eprints.lib.hokudai.ac.jp/dspace/bitstream/2115/34131/1/11-4-1_slides_in_Russian.pdf.
12. Разработка и построение системы показателей для целей информационно-аналитического обеспечения устойчивого природопользования и развития дальневосточных побережий России и сопредельных территорий: отчет о НИР по теме 1912-17-08 (заключительный) / Тихоокеан. ин-т геогр. ДВО РАН; рук. Бакланов П.Я.; отв. исполн. Качур А.Н., Арзамасцев И.С. – Владивосток, 2008. – с.
13. Айбулатов Н.А., Вартанов Р.В., Михайличенко Ю.В. Проблема комплексного управления прибрежными зонами морей России. // Известия РАН. Серия географическая, 1996, № 6, С. 94-103.
14. Экологический паспорт Приморского края за 2006 г. - Владивосток: Администрация Приморского края, 2007. – 230 с.