Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Берингово море / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / Общее состояние и перспективы развития хозяйственного комплекса, объединяющего участников морской деятельности региона

Как отмечается в Морской доктрине РФ [1] значение тихоокеанского побережья для Российской Федерации огромно и продолжает возрастать. Российский Дальний Восток обладает колоссальными ресурсами, особенно в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, при этом он малонаселен и относительно изолирован от промышленно развитых регионов Российской Федерации. Эти противоречия усугубляются интенсивным экономическим и военным развитием соседних государств Азиатско-Тихоокеанского региона, оказывающим весьма существенное влияние на экономические, демографические и иные процессы в регионе. Основу национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении составляет решение долгосрочных задач в Японском, Охотском, Беринговом морях, в северо-западной части Тихого океана, в восточной части Арктики по трассе Северного морского пути, в том числе:

1) ускорение социально-экономического развития российского Дальнего Востока на основе интенсификации морской деятельности Российской Федерации;

2) активизация морских перевозок в связи с растущим участием российского Дальнего Востока в разделении труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

3) интенсификация разведки и освоения морских биологических ресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Юго-Восточной Азии на основе заключенных соглашений.

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) России большей частью своей территории расположен на побережье двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого. Семь из девяти дальневосточных субъектов Российской Федерации (составляющих более 90% территории) имеют непосредственный выход к морям: Саха-Якутия, Хабаровский, Приморский и Камчатский края, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. В дальневосточных субъектах Российской Федерации, имеющих непосредственный выход к морю проживает около 83% населения региона [2] и производится до 90% валового регионального продукта [3]. Регион обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом - http://pacificinfo.ru/data/cdrom/kis/html/2_4_1.html .

Дальний Восток (ДВ) имеет наиболее протяженную в пределах России береговую линию: Тихоокеанское побережье – около 15 тыс. км; побережье морей Северного Ледовитого океана – около 3 тыс. км. В этих географических условиях развиты и в большей мере должны развиваться морехозяйственные структуры: марикультура и рыболовство, предприятия судостроения и судоремонта, рыбной промышленности, морского транспорта, портовые комплексы, приморские рекреационные комплексы и т. п. [2, 4].

Регион, имеющий приморское положение, заведомо занимает более выигрышную позицию в сравнении с прочими территориями, поскольку располагает дополнительным фактором развития: возможностями использования морского ресурсного и транспортного потенциалов [4]. Прибрежное положение российского Дальнего Востока обуславливает другую его специализацию – освоение биологических ресурсов моря, а также развитие внешнеэкономических связей с зарубежными странами, особенно с ближайшими соседями – Китаем, Республикой Корея и Японией [5]. Поэтому неслучайно, что экономика региона специализируется на использовании природных ресурсов Тихого океана (лов и переработка рыбы, добыча минеральных ресурсов и морепродуктов), обслуживании морских перевозок.

Морехозяйственный комплекс является межотраслевым комплексом, обеспечивающим сопряжение морских и сухопутных видов деятельности. В него входят: рыбное хозяйство, морской транспорт, судостроительные и судоремонтные предприятия, береговая инфраструктура (центры связи, институциональная система, сервисные услуги) [4]:

1) Рыбное хозяйство:

- рыбодобыча,

- рыбопереработка,

- рыборазведение,

- марикультура,

- научное обеспечение (НИИ),

- подготовка кадров (вузы, колледжи, училища),

- службы контроля, мониторинга.

2) Морской транспорт:

- суда морского транспорта (грузовые и пассажирские),

- порты, нефтеперегрузочные терминалы, газовые терминалы,

- службы контроля, мониторинга,

- логистические центры,

- подготовка кадров.

3) Океаническое машиностроение:

- судостроение,

- судоремонт,

- производство оборудования, судовых установок (и их узлов) для добычи морских ресурсов,

- службы контроля, мониторинга,

- подготовка кадров.

4) Добыча морских ресурсов:

- нефтегазовых,

- строительного сырья,

- служба контроля и мониторинга.

5) Рекреационная сфера.

- туристические базы,

- яхтклубы,

- центры дайвинга и мониторинга.

6) Научная сфера:

- институты и лаборатории морского профиля,

- научные станции, полигоны,

- особо охраняемые морские и прибрежно-морские акватории.

Отдельные компоненты структуры современного морехозяйственного комплекса Дальнего Востока России и уровни их развития представлены в таблице.

Таблица – Структура и уровни развития отдельных компонентов морехозяйственного комплекса (МХК) Дальнего Востока [4]

Крупные блоки (МХК)

Отдельные компоненты структуры

Уровни развития

Тенденции развития

Рыбное хозяйство

Рыбный промысел
Рыбопереработка
Воспроизводство ценных видов рыб
Марикультура

++
+

+
+

+
++

+++
+++

Морской транспорт

Грузовой транспорт
Пассажирский транспорт
Портовая инфраструктура

++
+
+

+++
++
+++

Современный морехозяйственный комплекс Дальнего Востока России в хозяйстве региона (по данным на 2006 г.) составляет около 15% (по числу занятых и валовому региональному продукту – ВПР). Элементы морехозяйственного комплекса и их сочетания размещены практически во всех районах Дальнего Востока, прежде всего, по морскому побережью. В этой связи МХК является важнейшим фактором освоения побережья и стабилизации населения здесь.

Объекты морехозяйственного комплекса образуют тесные связи, сопряжения с другими видами деятельности.

Большое значение для поддержки и развития морехозяйственной деятельности имеют ВУЗы Дальнего Востока, специализирующиеся в подготовке новых кадров и переподготовке специалистов морехозяйственных структур.

В Дальневосточном регионе находится большое число академических и ведомственных научных учреждений, работающих в сфере морской деятельности.

Одной из стратегических задач России в ближайшее время становится ликвидация экономического отставания ее наиболее удаленного и слабо освоенного региона – Дальнего Востока. Это диктуется как экономической целесообразностью, так и геополитической необходимостью. В этом случае наиболее эффективным направлением его дальнейшего социально-экономического развития будет более активный «выход к морю» – на освоение приморских районов, освоение морских ресурсов, более активное внешнеэкономическое, культурное и научное сотрудничество со странами АТР [3].

По-видимому, решению этой задачи может также послужить саммит форума «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), который планируется провести в 2012 г. во Владивостоке. В связи с этим ноябре 2007 г. утверждена новая редакция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» (http://www.sbras.ru/win/sbras/bef/pos480.html ) с продлением срока ее реализации до 2013 года. Целью программы служит формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья.

В этих документах отмечается, что присутствие России в Азиатско-тихоокеанском регионе в настоящее время не соответствует той роли, на которую претендует наша страна в мировой экономической и политической системе. Российская Федерация не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. Значительного участия российского промышленного и банковского капитала в экономике данной части мира не наблюдается. Авторитет Российской Федерации во многом обеспечивается лишь за счет серьезного военного присутствия в регионе.

В этой связи одной из важнейших задач политики России на Дальнем Востоке становится создание центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе.

В целом, АТЭС рассматривается Россией не только в качестве локомотива интеграции в зоне «тихоокеанского кольца», уникальной для Азиатско-тихоокеанского региона многосторонней структуры диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества в регионе, но и как эффективный механизм взаимодействия по решению острейших региональных и общемировых проблем. К числу наиболее перспективных направлений расширения нашей экономической активности на пространстве АТЭС следует отнести в первую очередь транспорт, в том числе и морской, и энергетику. Россия также стремится использовать свое членство в АТЭС для включения в рамках «второй дорожки» потенциалов регионов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках АТЭС механизмы экономической интеграции.

Данные вопросы решаются в рамках основной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2013 года».

В результате реализации этой программы следует ожидать более ускоренного развития различных морехозяйственных структур: рыбной промышленности, марикультуры, морского транспорта, судостроения и судоремонта, портовых комплексов, морского приборостроения и т. п. Из других сфер экономики, которые в Дальневосточном регионе имеют значительные перспективы развития, следует также отметить нефте- и газодобычу на шельфе, туристско-рекреационный комплекс, в том числе морской туризм [8].

В раках концепции устойчивого развития региона эксплуатация объектов и структур морехозяйственного комплекса и природопользовательская деятельность, с одной стороны, требует всестороннего учета воздействия природных явлений, гидрометеорологических факторов и тенденций глобальных климатических изменений, с другой – обостряет экологические проблемы защиты прибрежно-морской окружающей среды, геосистем, сохранения среды обитания и биоразнообразия.

Камчатский край
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Добыча отдельных видов полезных ископаемых
Основные показатели морского транспорта
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности Рыболовство
Добыча и производство отдельных видов рыбо- и морепродуктов
Экспорт рыбы и морепродуктов
Число организаций, выполнявших исследования и разработки
Чукотский АО
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в действовавших ценах
Текущие затраты на охрану природы
Государственные природные заповедники и национальные парки
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности Рыболовство
Улов рыбы и добыча других морепродуктов
Экспорт рыбы и морепродуктов
Перевозки грузов по видам транспорта
Улов и добыча водных биоресурсов по видам
Добыча полезных ископаемых

Литература к разделу

1. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года / Пр-1387 от 27 июля 2001 г. Москва. 2001. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html.

2. Mueller K. and Bradshaw M.J. OPTIMIRUS. Simulating Population Change in the Russian Far East // European Journal of Population. – 2006. – V.22. – No 2. – P.105–125.

3. Бакланов П.Я. и др. Природопользование в прибрежной зоне (проблемы управления на Дальнем Востоке России). - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 251 с.

4. Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов дальневосточных морей России: отчет о НИР по ГК № 43.634.11.0004/6 (пятилетний 2003-2007 гг.) / Тихоокеан. ин-т геогр. ДВО РАН; рук. Бакланов П.Я.; исполн. Качур А.Н. [и др.]. – Владивосток, 2007. – 220 с.

5. Hancock K.J. Russia: great power image versus economic reality // Asian Perspective. – 2007. – V. 31. – No. 4. – P. 71-98.