Общая информация / Районирование дальневосточного побережья России с точки зрения геополитических интересов
Если рассматривать дальневосточное побережье России с геополитических позиций, то есть рассматривать комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства и его внешнюю политику, то здесь можно выделить пять районов (рис. 1). Это арктический район, северотихоокеанский, охотоморский, япономорский и туманганский (Арзамасцев и др., 2010).
Рисунок 1 - Районирование дальневосточного побережья с позиций геополитических интересов России
1. Арктический район охватывает Чукотский автономный округ, северную часть Карякского автономного округа и Российскую часть Чукотского и Берингова морей. Район граничит с крупнейшей страной Мира – США.
Стратегическими функциями этого района являются организация опорно-тыловой базы для контроля над восточным сектором Арктики и создание определенного противовеса американскому присутствию в регионе.
Геополитическую особенность этого района ярко характеризует следующая цитата: «…. район образован Беринговым морем, которое отделено от океана стратегически непроницаемым барьером Алеутских и Командорских островов. Значение этого региона, во-первых, во-вторых, и в-третьих, в том, что через него идут самые короткие коммуникации между Азиатским и Американским материками. Иными словами — между Россией и США. По сравнению с этим обстоятельством меркнет даже невероятное природное богатство Аляски и Чукотки, где добывается золото, серебро, полиметаллы, лес, пушнина, нефть».
Основными проблемами этого района являются:
- низкий уровень социально-экономического развития;
- островное положение – отсутствие круглогодичной транспортной связи с материком;
- комплекс проблем с коренными народами;
Основной вектор действий – внешний, направленный на угрозы и вызовы вокруг района, на удержание суверенитета под природными богатствами в морской экономической зоне и российском арктическом секторе.
2. Северотихоокеанский район захватывает прибрежные воды Восточной Камчатки, территорию Камчатского края, в т.ч. - южную половину Корякского национального округа. Его основная стратегическая функция – организация опорно-тыловой базы для выхода в мировой океан.
Проблемы этого района:
– низкий уровень социально-экономического развития;
– островное положение – отсутствие круглогодичной транспортной связи с материком;
Основной вектор действий – внешний, направленный на контроль за ресурсами и пространством прилегающей части Тихого океана, в т.ч. в пределах морской экономической зоны.
3. Охотоморский район захватывает акваторию Охотского моря, а на суше территории Магаданской области, Хабаровского края и Сахалинской области. Граничит с Японией в зоне о-ва Хоккайдо.
Главная стратегическая функция этого района - сбережение и эксплуатация биоресурсов Охотского моря и зоны Курильских островов, эффективное освоение нефтегазовых ресурсов, в т.ч. с учётоми охраны и сохранения биоразнообразия.
Проблемы района:
- нерешенные территориально-акваториальные геополитические проблемы (Южно-Курильсткие острова, охотоморский анклав). Нерешенность проблем коренного природопользования.
Основной вектор действий: внутренний и внешний, направленные на контроль за ресурсами и пространством Охотского моря, сдерживание иностранного присутствия в данном регионе, разрешение проблем на ранних стадиях, пока они не переросли в серьезные конфликты.
4. Япономорский районзахватывает российскую часть бассейна Японского моря, включая Приморский край, часть Хабаровского края и западное побережье Сахалинской области. Подходит близко к границам Японии и КНДР.
Географическое положение этого района определяет его главную стратегическую функцию: обеспечение транссевероазиатского транзита. Хотя доставка грузов по транссибирской магистрали считается оптимальным маршрутом доставки товаров из Азии в Европу, реализация этой транспортной специализации осложнена несовершенством логистических связей, недостаточным развитием российской портовой инфраструктуры, оттоком населения и сохраняющейся в этом районе слабой инвестиционной привлекательностью.
Основной вектор действий: планомерное и устойчивое развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры, усовершенствование транспортной логистики, снижение себестоимости перевозок, упрощение таможенных операций. Развитие интеграционных процессов и структур со странами Япономорского региона.
5. Туманганский район - это российская часть Приморского края и Японского моря, входящая в международный проект «Туманган». Здесь на стыке границ трех государств - Китая, КНДР (Северной Кореи) и России — на территории примерно в 10 тыс. кв. км и с населением 3 млн. человек формируется своеобразная свободная экономическая зона, а также новая транспортная магистраль из Северо-Восточной Азии в Европу. Она охватит весь регион развития и вовлечет в свою орбиту огромные территории – весь Северный Китай, Корею и Россию (вплоть до западной границы Якутии). Этот район уже получил свое название у «международников» – регион NEARDA (http://www.tumangan.ru/).
Стратегическая функция – выстраивание паритетных отношений с Японией, КНДР и КНР в развитии и эксплуатации южной линии Евроазиатского транзита.
Проблемы: запаздывание РФ с более активным присутствием в районе, с осознанием его особой специфичности и значимости. Китайские эксперты, например, подчеркивают, что развитие зоны Туманган напрямую зависит от экономической ситуации и инвестиционного климата в сопредельных государствах. По их мнению, в настоящее время экономики России и Северной Кореи переживают трудное время. Поэтому поддержка со стороны России и Северной Кореи в развитии зоны Туманган пока не ощущается (http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg9/t118279.htm).
Основной вектор действий: внутренний и внешний, обеспечивающий доступ к южной линии Евроазиатского транзита, а также – сбалансированность геополитических интересов стран-участниц проекта.
Литература
Прибрежно-морское природопользование: теория, индикаторы, региональные особенности / Арзамасцев И.С., Бакланов П.Я., Говорушко С.М. и др. - Владивосток: Дальнаука. 2010. 308 с.