Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Берингово море / СОСТОЯНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ / Необходимые меры по улучшению экологической ситуации

По результатам ознакомления с экологическим состоянием Авачинской губы в районе морского порта г. Петропавловска-Камчатского, рассмотрения материалов, представленных органами власти приморских субъектов Российской Федерации и обсуждения проблем оздоровления припортовых морских акваторий России с участием представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Правительства и Законодательного собрания Камчатского края, заинтересованных хозяйственных, военных и общественных организаций, Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды установлено следующее [5].

Авачинская губа – уникальное природное образование. Длина губы – 24 км, ширина у входа – 3 км, глубина – до 26 м. Общая площадь водного зеркала Авачинской губы, являющейся объектом федерального значения, равна 215 кв. км. Она считается рыбохозяйственным водоемом высшей и первой категории, ихтиофауна Авачинской губы представлена более чем 60 видами рыб.

Данные мониторинга морской среды Авачинской губы, осуществляемого Камчатским УГМС, указывают, что отклонения от установленных ПДК отмечаются в бухтах Крашенинникова, Богородском озере, устьи реки Авача, то есть в районах, испытывающих наибольшую техногенную и антропогенную нагрузку.

Антропогенная и техногенная нагрузка на окружающую среду припортовых морских акваторий в последние годы не ослабевает и увеличивает экологический ущерб, накопленный в предыдущие десятилетия. Это связано с ростом объемов перевозки грузов морским путем, сбросом в водные объекты бытового и технического мусора, сточно-фекальных вод, отходов жилищно-коммунального хозяйства, разливами и утечками нефтепродуктов, засоренностью прибрежных полос, абразией незащищенных берегов и с другими факторами.

В припортовых акваториях накопилось около 2000 брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической и навигационной опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды. В районах свалок судов содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах в десятки, а местами в сотни раз выше, чем на других участках акватории. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в акватории морских портов России оказывает значительное негативное воздействие на экосистемы прибрежных вод морей.

Экологическая ситуация, сложившаяся в Авачинской губе Камчатского края, в Кольском заливе Баренцева моря Мурманской области, Амурском, Уссурийском заливах, бухте Золотой Рог и проливе Босфор Восточный Приморского края, Невской губе г. Санкт-Петербурга и в акваториях большинства из всех 64 морских портов Российской Федерации близка к критической.

Наличие на территориях морских портов и припортовых акваториях большого количества гражданских и военных объектов, активизация хозяйственной деятельности при отсутствии должного контроля и действенных механизмов по недопущению и предотвращению экологического ущерба окружающей среде требует разработки комплекса государственных мер законодательного, административно-правового, финансово-экономического и экологического характера.

Особого внимания заслуживает проблема очистки сточных вод, сбрасываемых в прибрежные воды предприятиями промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, расположенными вдоль заливов, губ, бухт и акваторий морских портов.

В г. Петропавловске-Камчатском основными источниками загрязнения являются судоремонтные заводы, морской порт, рыбоперерабатывающие предприятия, объекты энергетики, структуры ВМС Российской Федерации, хозяйственно-бытовые сточные воды от предприятий жилищно-коммунального комплекса, а также речной сток. Около 30 предприятий г. Петропавловска-Камчатского и г. Вилючинска (из числа учтенных) через 65 выпусков, расположенных по побережью Авачинской губы, сбрасывают свои воды непосредственно в ее акваторию. Основной сброс сточных вод (млн. куб. м.) приходится на муниципальное предприятие «Петропавловский водоканал», обслуживающее главный источник загрязнения акватории Авачинской губы – город Петропавловск-Камчатский.

В городе отсутствует единая сеть водоотведения. Большая часть его сточных вод (около 70%) сбрасывается без очистки. Соответственно, без комплексного решения проблем МУП «Петропавловский водоканал» невозможно улучшить экологическую ситуацию в Авачинской губе.

Для внедрения очистных сооружений нового поколения, полного прекращения сброса сточных вод с территории припортовых городов и поселков без очистки и доведения очищенных сточных вод до установленных нормативов необходимо проектирование и строительство новых очистных сооружений механической, химической и биологической очистки целевые источники средств для реализации которых практически отсутствуют.

На законодательном уровне не решена судьба десятков арестованных за браконьерство рыболовных судов (только в Авачинской губе находится 34 таких судна) и сотен отработавших свой ресурс гражданских и военных кораблей и иных плавсредств, находящихся на отстое в морских портах и припортовых акваториях.

Портовым и федеральным надзорным службам в рамках действующей правовой базы не удается организовать работу по недопущению загрязнения припортовых морских акваторий и обеспечить их очистку. Нет специализированных судов для очистки морского дна, не хватает судов-сборщиков льяльных и фекальных вод, нефтемусоросборщиков, слабо развита или отсутствует береговая инфраструктура по приему и переработке нефтесодержащих вод и отходов. Ливневые и талые воды с грузовых терминалов и прибрежных полос попадают в акваторию морских портов практически без очистки.

По предварительным оценкам на устранение накопленного экологического ущерба только в крупных морских портах Дальнего Востока, потребуется не менее 30 миллиардов рублей, в том числе на подъем и утилизацию бесхозных судов около 6,5 млрд. рублей.

Значительные проблемы накопились в сфере законодательного и нормативно-правового регулирования состояния экологии морских портов. Необходимо привести в соответствие с Международной Конвенцией по предупреждению загрязнения с судов от 1973 г. и изменениями, внесенных Протоколом к ней в 1978 г. действующие нормативно-правовые акты Минтранса, касающиеся выполнения требований международных обязательств России в морских портах. В Водном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в других законодательных актах не в полной мере регламентированы вопросы использования и застройки прибрежной защитной полосы, очистки дна припортовых морских акваторий, ответственности за экологический ущерб. Нет конкретного перечня мер, нацеленных на реализацию ответственности за экологический ущерб, и не конкретизированы источники возмещения ущерба.

Отсутствуют меры по принуждению всех организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в морских портах, к получению разрешений на водопользование, включающих обязательства по очистке закрепленных участков акватории

Полномочия представителей федеральных надзорных органов в регионах ориентированы в основном на выполнение контрольных и надзорных функций, а не на устранение и недопущение ущерба. Не урегулированы должным образом полномочия и возможности администраций субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и возмещения экологического ущерба. В законодательстве Российской Федерации не определено само понятие «экологический ущерб», не предусмотрен порядок возмещения ответственности за экологический ущерб, нанесенный в результате прошлой хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов (НДС) и лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, функции по выдаче которых до последнего времени осуществлял Ростехнадзор. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.10 № 780 функции в сфере охраны окружающей среды в части ограничения негативного техногенного воздействия исключены их сферы компетенции Ростехнадзора. Функции по утверждению НДС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.07 № 469 возложены на Росводресурсы по согласованию с рядом других федеральных органов исполнительной власти.

При этом функции по установлению лимитов на сбросы нормативными правовыми актами не закреплены ни за одним федеральным органом исполнительной власти. В результате в настоящее время отсутствуют соответствующие административные процедуры по установлению лимитов, что делает невозможным для ряда водопользователей их получение.

По состоянию на 2010 год в России реализуются ряд федеральных целевых программ, в рамках которых было бы возможно частичное решение проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба в припортовых морских акваториях. В частности, в рамках подпрограммы «Освоение и использование Арктики» Федеральной целевой программы «Мировой океан» предусмотрено в 2009 – 2012 годах выполнение первоочередных мероприятий по очистке арктических морей и прибрежной зоны от загрязнений. Однако работы до настоящего времени не начаты.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минприроды России в настоящее время завершает подготовку проекта концепции федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (на 2012 - 2020 годы)». В составе данной программы будет разработана подпрограмма «Ликвидация прошлого экологического ущерба». Было бы целесообразным включение в данную программу самостоятельного раздела по ликвидации накопленного экологического ущерба в припортовых морских акваториях.

Эта же специфика должна быть учтена и в разрабатываемом Минприроды России проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)». Необходимо также проработать правовые аспекты решения проблемы дифференцированного подхода к применению повышающих коэффициентов при переходе на предлагаемую Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации двухуровневую систему исчисления платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду

В целом же состояние дел и принимаемые меры по очистке припортовых акваторий (губ, заливов, бухт и т.д.) от затонувших судов, техногенных выбросов и осадков, защите берегов и предотвращению сброса неочищенных сточных вод нуждаются в принятии неотложных радикальных решений на государственном уровне [5].