Физико-географические характеристики / Гидрометеорологические условия
Тропические циклоны
Тропические циклоны, возникающие в северо-западной части Тихого океана (между 5 и 30°с. ш. и 110-145°в.д.) носят название тайфунов. Максимальное количество тайфунов образуется в августе-сентябре, зимой и весной их повторяемость незначительна. Траектории тайфунов очень разнообразны и ни одна из них не повторяет другую. Большая часть тайфунов имеет параболическую траекторию. Именно тайфуны с подобной траекторией выходят или оказывают влияние на акваторию Японского моря. Давление в центре тайфунов колеблется в больших пределах, а максимальные горизонтальные градиенты бывают равными 1-2 мб. на 1 км расстояния. Максимальная скорость ветра на границе глаза бури доходит до 100 м/с. Наиболее часто на территорию Приморья выходят тайфуны в августе-сентябре. Обычно они зарождаются в районе Филиппинских, Каролинских и Марианских островов. Из всех наблюдаемых тропических циклонов около 16% выходит в район Японского моря и Приморского края.При выходе на территорию Приморья максимальные суточные нормы осадков достигают 400 мм. Радиусы штормовой зоны (расстояние от центра тайфуна до границы 6-баллного ветра) составляет от 50 до 600 миль. Скорость ветра в тайфуне достигает 8-10, а иногда и 10-12 баллов.
Характер распределения ветра в тайфуне зависит от его глубины, радиуса и траектории. На рис. 49 представлено поле ветра при выходе одного из тайфунов в восточную часть моря. Скорость ветра в юго-западной четверти тайфуна достигала 30 -32 м/с. Высота ветровых волн 5% обеспеченности достигала 10-12 м (рис. 50) , 1% обеспеченности - 13 м (рис. 51), а средний период - 9-11 с (рис. 52). Волны зыби различного периода сохранялись в течение четырех суток после прохождения тайфуна (рис. 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60).
Опасные и особо опасные ветровые волны и зыбь
По принятой классификации для акватории моря опасными являются волны высотой 5 м и более, а особо опасными - 6 м и более. При ветрах южных румбов волны опасных и особо опасных градаций могут наблюдаться в открытой части залива Петра Великого и в Уссурийском заливе. В Амурском заливе такие волны не фиксировались и по расчетным данным волны 5% обеспеченности опасных и особо опасных градаций так же не должны наблюдаться, так как последний закрыт грядой островов от открытой части ЗПВ. При ветрах северных направлений волны опасных и особо опасных градаций так же наблюдаются только в Уссурийском заливе и открытой части залива Петра Великого, в Амурском заливе они не наблюдаются. Максимальная зафиксированная высота ветровых волн 5% обеспеченности в заливе Петра Великого составила 9.0 м. В открытой части ЗПВ волны высотой 9,0 м 5% обеспеченности могут встречаться в каждом сороковом - пятидесятом шторме, как правило, в холодное время года. Волны высотой 9,0 м фиксировались судовыми наблюдениями и на гидрометеостанциях м. Гамов, м. Поворотный. В теплое время года (с июля по октябрь) крупные волны генерируются ветром в зоне действия тайфунов.
В узкой прибрежной полосе в районах открытых мысов Гамов и Поворотный ветровые волны могут достигать 6,0-9,0 м.
В открытой части моря вдоль побережья находиться область максимальной повторяемости крупных волн. Максимальная высота волн 5% обеспеченности по наблюденным данным составила 12 метров, а максимальный средний период - 11 с (рис.21, рис. 22). Велика здесь повторяемость особо опасных высот волн 6,0 м и более (6-10%) (рис. 27).
В теплое время года (с июля по сентябрь) крупные волны у открытого побережья чаще всего наблюдаются в результате выхода тайфунов на акваторию Японского моря.
Обледенение судов
В северной половине Японского моря наблюдается опасное (медленное) и особо опасное (быстрое и очень быстрое) явление обледенения судов, в том числе в заливе Петра Великого и вдоль побережья материка. Обледенение судов может происходить по следующим причинам:
1. В потоке морских брызг, возникающих при ударе волн о корпус судна. Образующийся при этом лед отличается значительной прочностью и плотностью, а сила его сцепления с обмерзаемой поверхностью выше, чем при обледенении, вызванном другими причинами.
2. Вследствие заливания палубы судна забортной водой. При этом на некоторых участках палубы судна образуется “ледяная каша”, которая часто смывается, а оставшаяся масса периодически разбавляется сравнительно теплой забортной водой. Если такое отложение не удалить сразу же после прекращения заливания палубы, оно со временем твердеет и превращается в ледяной панцирь.
3. В атмосферных осадках: переохлажденном дожде, мороси или мокром снеге, в переохлажденном тумане. Интенсивность такого обледенения, как правило, мала, но лед обладает большой прочностью и значительной атгезией (сцеплением с обледеневшей поверхностью) к обледеневающей поверхности. Такой лед на верхних частях судна называют “черным гололедом”, а на корпусе судна - “белым”. Из этих двух видов наиболее опасен “черный гололед”.
4. Смешанное обледенение, которое образуется при совместном действии забрызгивания, заливания и атмосферных осадков.
Чаще всего наблюдается обледенение в результате заливания и забрызгивания забортной водой. По степени опасности, условно различают три градации:
а) Медленное обледенение имеет скорость отложения льда на судне не более 1,5 т/ч и наблюдается при любой скорости ветра и температуре воздуха от -10 до - 30С или при скорости ветра от 0 до 9 м/с и температуре воздуха ниже -30 С.
б) быстрое обледенение имеет интенсивность нарастания льда 1,5 - 4,0 т/ч и наблюдается при скорости ветра от 9 до 15 м/с и температуре воздуха от -30 до -80С.
в) очень быстрое обледенение обладает интенсивностью нарастания льда более 4 т/ч и происходит при скорости ветра свыше 15 м/с и температуре воздуха ниже -30 С или при скорости ветра от 9 до 15 м/с и температуре воздуха ниже -80С.
Период обледенения в Японском море продолжается с ноября по март, но в ноябре и марте это явление наблюдается редко.
Ограниченная горизонтальная видимость
Горизонтальная видимость менее 4 км считается опасной для судоходства. Повторяемость пониженной видимости (до 4 км) имеет во всем районе ярко выраженный годовой ход с двумя максимумами и двумя минимумами. Основной максимум пониженной видимости наблюдается в июле. Второй максимум приходится на январь. Минимумы отмечаются в марте, а затем в сентябре-октябре. Хорошая и очень хорошая видимость наблюдается чаще всего осенью и реже всего летом. Самые неблагоприятные условия для видимости наблюдаются в Татарском проливе. Основной причиной ухудшения горизонтальной видимости в холодную половину года являются снегопады. С наступлением теплого периода года видимость ухудшается чаще всего вследствие туманов и моросящих осадков. Зимой видимость чаще всего ухудшается при ветрах с севера и востока и очень редко при западных и южных ветрах. Летом ухудшение видимости наблюдается чаще всего при штилях (около 35%) и при ветрах южной половины горизонта (до 43%). В это время года пониженная видимость реже всего бывает при северных ветрах.
Цунами
Побережье залива Петра Великого подвержено воздействию цунами, возникающих от подводных землетрясений в Японском море. Всего у российского побережья Японского моря и зал. Петра Великого известны четыре случая появления волн цунами, которые сопровождались разрушениями в 1907, 1940, 1983 и 1993 годах [10, 11]. О цунами 1907 и 1940 гг. имеются отрывочные сведения. Цунами 26 мая 1983 года было наибольшим из всех четырех случаев. В 12 пунктах побережья, расположенных в зал. Петра Великого и у открытого побережья моря, где наблюдался ощутимый подъем уровня, высота входящей волны превышала 2,0 м, а в пяти из них - 4 м. Подход крупных волн наблюдался вдоль западного побережья полуострова Муравьева-Амурского и в некоторых других районах (табл. 2).
Таблица 2 - Элементы волн цунами у приморского побережья 26 мая 1983 г. [11]
Пункт, бухта, залив, полуостров
Заплеск: высота/ дальность, м
Падение уровня/ амплитуда, м
Период волн, мин/ кол-во волн
1. Житкова
1,0-1,5/ 35
1,2/ 2,2-2,7
/ 3-4
2. Парис
0,5/ 9
0,65-0,70/ 2,2
3. Аякс
1,5/ 10
1,5/ 3,0
5-10/
4. Диомид
1,0/
5. Басаргина
5,0/
2/
6. Тихая
5,0-6,0/
2/
7. Горностай
3.5/ 250-300
8. Лазурная
2,5/
9. Анна
1,2/ 4-5
/ 15
10. Рифовый
2,5/ 200
12. Гайдамак
1,3/
2,0/ 3,3
/ 10-15
13. Находка
1,0/
3/ 10
Цунами 1993 года (табл. 3) было несколько слабее, чем цунами 1983 года. При цунами 1993 года вдоль западного побережья Уссурийского залива крупные волны цунами не наблюдались [10]. Во всех случаях элементы волн имели максимальные значения у побережий, где они подходили под прямым или близким к нему углом, то есть с юга и юго-востока. Когда волны цунами огибали препятствия в виде мысов, островов или полуостровов, они уменьшались в 2-4 раза по сравнению с приходящими фронтально, даже в одной и той же бухте. Фактическое время добегания волн цунами до основных пунктов побережья в 1983 г. составило от 30 мин до 1 часа, а в 1993 г. - от 50 мин до 1 часа 40 мин. Расчетное время добегания во всех случаях отличалось от фактического на 5 - 15 мин.
Таблица 3 - Наблюденные характеристики цунами 13 июля 1993 г. [10]
Место опроса и измерений
Заплеск: высота/ дальность, м
Место опроса и измерений
Заплеск: высота/ дальность, м.
1. Бухта Чумаки
2,2/4
5.Бухта Северная, залив Владимира
2.0/ 14
2. Пос. Моряк- Рыболов
2,0/20
6.Пос.
Зеркальное
2,34/146
3. Бухта Валентин
4,0/ 100
7. Пос. Рудная Пристань
3.78/140
4. Бухта Кит
4,34/ 85
8.Бухта Опричник
2,79/15
Цунами в каждом пункте проявлялось по разному: в бухте Анна (спортлагерь "Приморец") наблюдалось до 3 волн. Высота максимального заплеска первой волны составила 1,6 м, второй - 1 м, третьей - 0.4 м, а интервалы между приходом волн цунами равнялись 3-4 мин. В бухте Соболь высота волны составила 1,5 м, а на лодочной станции в районе м. Энгельма ("Океан") - 1.5 м. У ст. Санаторной подъем уровня составил 0,5 м, а в бухте Баклан – 0,4 м.
Анализ наблюдений за цунами позволяет сделать следующее заключение:
- на всем побережье Приморского края могут наблюдаться волны цунами разрушительной силы;
- чаще всего волны цунами возникают, когда землетрясения наблюдаются к востоку от Сангарского пролива (других не зарегистрировано);
- в двух последних случаях появления разрушительного цунами у побережья Приморского края волн в классическом понятии не наблюдалось. Фиксировался быстрый подъем уровня моря, а затем быстрое падение;
- элементы волн имели максимальные значения у побережий, где они подходили под прямым или близким к нему углом, то есть с юга и юго-востока. В тех случаях, когда волны цунами при развороте огибали препятствия в виде мысов, островов или полуостровов, они значительно уменьшались по сравнению с приходящими фронтально, даже в одной и той же бухте;
- при цунамигенных (магнитуда 7 и более) землетрясениях вблизи побережья Японии волны цунами доходили до побережья Приморья через 26 мин и более;
- расчетное время добегания волн цунами до побережья Приморского края во всех случаях незначительно отличается от фактического;
- существующая в Приморье мареографная сеть недостаточна по количеству самописцев и не отражает общей картины подхода волн цунами к побережью. Как показал анализ мареограмм и фактических наблюдений даже там, где есть установки, состояние действующих самописцев уровня моря неудовлетворительное. Они по разным причинам не фиксируют истинного подъема уровня.
Дополнительная информация о влиянии стихийных гидрометеорологических явленийна осуществлении морской деятельности, действующей системе обеспечения безопасности мореплавания и рекомендации по принятию решений содержится в разделе Природопользование данной системы.
Гидрологические характеристики отдельных районов прибрежной зоны и прилегающих акваторий подробно рассмотрены в разделе Гидрологическая характеристика информационной системы.