Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Природопользование / Общее состояние и перспективы развития хозяйственного комплекса, объединяющего участников морской деятельности региона

Как отмечается в Морской доктрине РФ [1] значение тихоокеанского побережья для Российской Федерации огромно и продолжает возрастать. Российский Дальний Восток обладает колоссальными ресурсами, особенно в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, при этом он малонаселен и относительно изолирован от промышленно развитых регионов Российской Федерации. Эти противоречия усугубляются интенсивным экономическим и военным развитием соседних государств Азиатско-Тихоокеанского региона, оказывающим весьма существенное влияние на экономические, демографические и иные процессы в регионе. Основу национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении составляет решение долгосрочных задач в Японском, Охотском, Беринговом морях, в северо-западной части Тихого океана, в восточной части Арктики по трассе Северного морского пути, в том числе:
1) ускорение социально-экономического развития российского Дальнего Востока на основе интенсификации морской деятельности Российской Федерации;
2) активизация морских перевозок в связи с растущим участием российского Дальнего Востока в разделении труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
3) интенсификация разведки и освоения морских биологических ресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Юго-Восточной Азии на основе заключенных соглашений.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) России большей частью своей территории расположен на побережье двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого. Семь из девяти дальневосточных субъектов Российской Федерации (составляющих более 90% территории) имеют непосредственный выход к морям: Саха-Якутия, Хабаровский, Приморский и Камчатский края, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. В дальневосточных субъектах Российской Федерации, имеющих непосредственный выход к морю проживает около 83% населения региона [2] и производится до 90% валового регионального продукта [3].
Дальний Восток (ДВ) имеет наиболее протяженную в пределах России береговую линию: Тихоокеанское побережье – около 15 тыс. км; побережье морей Северного Ледовитого океана – около 3 тыс. км. В этих географических условиях развиты и в большей мере должны развиваться морехозяйственные структуры: марикультура и рыболовство, предприятия судостроения и судоремонта, рыбной промышленности, морского транспорта, портовые комплексы, приморские рекреационные комплексы и т. п. [2, 4].
Территория Приморского края (ПК), расположенного в юго-восточной части ДФО, занимает 165,9 тыс. км2, что составляет 2,7% ДВ и 0,97% территории России. Протяженность морских границ края – 1350 км. Общая протяженность морской границы России в Японском море с учетом побережья Хабаровского края и юго-западной части о. Сахалин составляет около 3090 км. Здесь проживает около 2 млн. человек.
Регион, имеющий приморское положение, заведомо занимает более выигрышную позицию в сравнении с прочими территориями, поскольку располагает дополнительным фактором развития: возможностями использования морского ресурсного и транспортного потенциалов [4]. Прибрежное положение российского Дальнего Востока обуславливает другую его специализацию – освоение биологических ресурсов моря, а также развитие внешнеэкономических связей с зарубежными странами, особенно с ближайшими соседями – Китаем, Республикой Корея и Японией [5]. Поэтому неслучайно, что экономика Приморского края специализируется на использовании природных ресурсов Тихого океана (лов и переработка рыбы, добыча минеральных ресурсов и морепродуктов), обслуживании морских перевозок (в соответствии с рисунком 1). Приморский край ? база снабжения всего Тихоокеанского побережья России. Приморье – наиболее развитый в транспортном отношении район Дальнего Востока России. Основу транспортной инфраструктуры составляют здесь морской и железнодорожный транспорт.

 

ecntra
                                      (а)                                                                           (б)
Рисунок 1 – Экономика (а) и транспорт (б) Приморского края [6]

Морехозяйственный комплекс является межотраслевым комплексом, обеспечивающим сопряжение морских и сухопутных видов деятельности. В него входят: рыбное хозяйство, морской транспорт, судостроительные и судоремонтные предприятия, береговая инфраструктура (центры связи, институциональная система, сервисные услуги) [4]:
1) Рыбное хозяйство:
- рыбодобыча,
- рыбопереработка,
- рыборазведение,
- марикультура,
- научное обеспечение (НИИ),
- подготовка кадров (вузы, колледжи, училища),
- службы контроля, мониторинга.
2) Морской транспорт:
- суда морского транспорта (грузовые и пассажирские),
- порты, нефтеперегрузочные терминалы, газовые терминалы,
- службы контроля, мониторинга,
- логистические центры,
- подготовка кадров.
3) Океаническое машиностроение:
- судостроение,
- судоремонт,
- производство оборудования, судовых установок (и их узлов) для добычи морских ресурсов,
- службы контроля, мониторинга,
- подготовка кадров.
4) Добыча морских ресурсов:
- нефтегазовых,
- строительного сырья,
- служба контроля и мониторинга.
5) Рекреационная сфера (в соответствии с рисунком 2):
- туристические базы,
- яхтклубы,
- центры дайвинга и мониторинга.
6) Научная сфера:
- институты и лаборатории морского профиля,
- научные станции, полигоны,
- особо охраняемые морские и прибрежно-морские акватории.
Доля морехозяйственного комплекса в валовом продукте (ВРП) составляет более 50%. Это определяет его приоритетную роль в экономике Приморья. Концентрация в Приморском крае объектов инфраструктурного обслуживания морского транспорта и рыбного хозяйства обеспечивает более высокий уровень их эффективности (на 30–60%) по сравнению с другими территориями российского Дальнего Востока [7]. В настоящее время проявляются тенденции нового этапа развития морехозяйственного комплекса региона. Отдельные компоненты структуры современного морехозяйственного комплекса Дальнего Востока России и уровни их развития представлены в таблице 1.

tur
Рисунок 2 – Рекреационные зоны в морехозяйсвенном комплексе Приморского края [6]

Таблица 1 – Структура и уровни развития отдельных компонентов морехозяйственного комплекса (МХК) Дальнего Востока [4]


Крупные блоки (МХК)

Отдельные компоненты структуры

Уровни развития

Тенденции развития

Рыбное хозяйство

Рыбный промысел
Рыбопереработка
Воспроизводство ценных видов рыб
Марикультура

++
+

+
+

+
++

+++
+++

Морской транспорт

Грузовой транспорт
Пассажирский транспорт
Портовая инфраструктура

++
+
+

+++
++
+++

Современный морехозяйственный комплекс Дальнего Востока России в хозяйстве региона (по данным на 2006 г.) составляет около 15% (по числу занятых и валовому региональному продукту – ВПР). Элементы морехозяйственного комплекса и их сочетания размещены практически во всех районах Дальнего Востока, прежде всего, по морскому побережью. В этой связи МХК является важнейшим фактором освоения побережья и стабилизации населения здесь.
Объекты морехозяйственного комплекса образуют тесные связи, сопряжения с другими видами деятельности.
Большое значение для поддержки и развития морехозяйственной деятельности имеют ВУЗы Дальнего Востока, специализирующиеся в подготовке новых кадров и переподготовке специалистов морехозяйственных структур. Среди них Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) – ведущий отраслевой ВУЗ на Дальнем Востоке, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адмирала Г.И. Невельского), Дальневосточный государственный технический университет им. В.В. Куйбышева (ДВГТУ), Дальневосточный государственный университет (ДВГУ) и др.
В Приморском крае дальневосточного региона находится большое число академических и ведомственных научных учреждений, работающих в сфере морской деятельности. Это институты Дальневосточного отделения Российской академии наук: Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева (ТОИ ДВО РАН), Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского (ИБМ ДВО РАН), Тихоокеанский институт географии (ТИГ ДВО РАН), Институт проблем морских технологий (ИПМТ ДВО РАН), Институт автоматики и проблем управления (ИАПУ ДВО РАН) и другие. Кроме этого, ряд ведомственных институтов дают серьезный вклад в мореведческие исследования: Дальневосточный Региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ) и Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО-центр). Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приморскгидромет) является ведущим учреждением в области информационного обеспечения всеми видами морской гидрометеоинформации населения Приморского края, ГО и ЧС, органов государственной власти и заинтересованных организаций морских отраслей на акваториях Дальневосточных морей и в Тихом океане.
Одной из стратегических задач России в ближайшее время становится ликвидация экономического отставания ее наиболее удаленного и слабо освоенного региона – Дальнего Востока. Это диктуется как экономической целесообразностью, так и геополитической необходимостью. В этом случае наиболее эффективным направлением его дальнейшего социально-экономического развития будет более активный «выход к морю» – на освоение приморских районов, освоение морских ресурсов, более активное внешнеэкономическое, культурное и научное сотрудничество со странами АТР [3].
По-видимому, решению этой задачи может также послужить саммит форума «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), который планируется провести в 2012 г. во Владивостоке. В связи с этим ноябре 2007 г. утверждена новая редакция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» (http://www.sbras.ru/win/sbras/bef/pos480.html ) с продлением срока ее реализации до 2013 года. Целью программы служит формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья.
Для обеспечения ускоренного и комплексного развития г. Владивостока и с учетом возможности проведения в нем в 2012 году саммита в рамках форума АТЭС также предполагается реализация подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе» (http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/files/program/$file/Vladivistok.doc ). В этих документах отмечается, что присутствие России в Азиатско-тихоокеанском регионе в настоящее время не соответствует той роли, на которую претендует наша страна в мировой экономической и политической системе. Российская Федерация не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. Значительного участия российского промышленного и банковского капитала в экономике данной части мира не наблюдается. Авторитет Российской Федерации во многом обеспечивается лишь за счет серьезного военного присутствия в регионе.
В этой связи одной из важнейших задач политики России на Дальнем Востоке становится создание центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе. Среди претендентов на эту роль безусловный приоритет имеет г. Владивосток - один из наиболее крупных и экономически развитых городов российского Дальнего Востока. Город является крупнейшим транспортным узлом, включающим в себя морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. При этом город, и экономически завязанная на него южная часть Приморского края, имеют значительный потенциал развития, как с точки зрения транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере деревообрабатывающей промышленности, рыбного хозяйства и других. Остров Русский, входящий в Первомайский район г. Владивостока, рассматривается как важнейший территориальный резерв развития города Владивостока. С градостроительной точки зрения наибольшую ценность представляют некоторые акватории и территории острова, прежде всего, его бухты с прилегающими территориями.
Бухты западной части острова, входящие в систему Амурского залива: Новик, Бабкина, Рында, Филипповского, Воевода, Боярин являются ценными рекреационными и биовоспроизводящими акваториями. Они имеют небольшие глубины, хорошо защищены от преобладающих в летнее время юго-восточных муссонных ветров, некоторые из них имеют развитые галечниковые пляжи. Экологическое состояние этих бухт в основном удовлетворительное, но для рекреационного использования они требуют соответствующего обустройства. Это дает возможность развивать на их берегах базы отдыха круглогодичного действия, объекты водного спорта и развлечений. В свою очередь, эти мелководные бухты малопригодны для повторного гидротехнического строительства. С учетом этого наиболее целесообразным представляется именно рекреационное использование этих бухт и всего западного побережья Русского острова. Все виды этой деятельности осуществляются в приморском регионе с неблагоприятными климатическими условиями и требуют надлежащего информационного обеспечения.
В целом, АТЭС рассматривается Россией не только в качестве локомотива интеграции в зоне «тихоокеанского кольца», уникальной для Азиатско-тихоокеанского региона многосторонней структуры диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества в регионе, но и как эффективный механизм взаимодействия по решению острейших региональных и общемировых проблем. К числу наиболее перспективных направлений расширения нашей экономической активности на пространстве АТЭС следует отнести в первую очередь транспорт, в том числе и морской, и энергетику. Россия также стремится использовать свое членство в АТЭС для включения в рамках «второй дорожки» потенциалов регионов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках АТЭС механизмы экономической интеграции. В части развития транспортно-логистической морской инфраструктуры важнейшими системообразующими проектами являются:
- развитие контейнерных перевозок из северо-восточных провинций Китая в Японию и США через российские порты, прежде всего Владивосток и Восточный на основе модернизированных контейнерных терминалов;
- строительство логистического центра «Южный приморский терминал» для экспорта металлов, леса, целлюлозы (Владивостокский морской торговый порт);
- строительство третьей очереди угольного терминала мощностью 6,5 млн. тонн с увеличением до 28 млн. тонн в год;
- завершение строительства нефтяного терминала;
- строительство в порту Восточный второй очереди терминала для перевалки метанола 1 млн. тонн в год;
- строительство терминала по переработке транзитных грузов китайского направления в порту Зарубино;
- строительство нефтеналивного терминала мощностью до 50 млн. тонн в год в связи со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан»;
- строительство рядом с терминалом нефтеперерабатывающего завода;
- строительство угольного терминала в бухте Суходол возле г. Большой Камень проектной мощностью 8 млн. тонн;
- реконструкция припортовой станции «Находка-Восточная».
В части развития топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего участников морской деятельности:
- возведение каскада Дальнереченских ГЭС (595 МВт);
- модернизация и установка новых мощностей на Приморской ГРЭС;
- строительство Уссурийской ТЭЦ проектной мощностью 2010 МВт;
- модернизация Партизанской ГРЭС, Артемовской ТЭЦ и Владивостокской ТЭЦ-2;
- строительство Приморской АЭС;
В части развития промышленного производства предусматривается:
- модернизация судостроительных заводов;
- строительство Уссурийского ЦБК;
- строительство заводов по нефте- и газопереработке;
- строительство алюминиевого завода.
Данные вопросы решаются в рамках основной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2013 года».
В результате реализации этой программы следует ожидать более ускоренного развития различных морехозяйственных структур: рыбной промышленности, марикультуры, морского транспорта, судостроения и судоремонта, портовых комплексов, морского приборостроения и т. п. Из других сфер экономики, которые в Дальневосточном регионе имеют значительные перспективы развития, следует также отметить нефте- и газодобычу на шельфе, туристско-рекреационный комплекс, в том числе морской туризм [8].
В раках концепции устойчивого развития региона эксплуатация объектов и структур морехозяйственного комплекса и природопользовательская деятельность, с одной стороны, требует всестороннего учета воздействия природных явлений, гидрометеорологических факторов и тенденций глобальных климатических изменений, с другой – обостряет экологические проблемы защиты прибрежно-морской окружающей среды, геосистем, сохранения среды обитания и биоразнообразия.

Социально-экономические данные:
Улов рыбы и добыча других морепродуктов по видам
Производство товарной пищевой рыбной продукции по видам
Объем выручки от реализации продукции рыбохозяйственного комплекса
Инвестиции в рыбохозяйственный комплекс
Объем экспорта рыбопродукции
Импорт рыбы и морепродуктов
Среднесписочная численность работников рыбохозяйственного комплекса
Число организаций, выполнявших исследования и разработки
Число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
Перевозки грузов и грузооборот морского транспорта по видам плавания

Литература к разделу
1. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года / Пр-1387 от 27 июля 2001 г. Москва. 2001. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html.
2. Mueller K. and Bradshaw M.J. OPTIMIRUS. Simulating Population Change in the Russian Far East // European Journal of Population. – 2006. – V.22. – No 2. – P.105–125.
3. Бакланов П.Я. и др. Природопользование в прибрежной зоне (проблемы управления на Дальнем Востоке России). - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 251 с.
4. Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов дальневосточных морей России: отчет о НИР по ГК № 43.634.11.0004/6 (пятилетний 2003-2007 гг.) / Тихоокеан. ин-т геогр. ДВО РАН; рук. Бакланов П.Я.; исполн. Качур А.Н. [и др.]. – Владивосток, 2007. – 220 с.
5. Hancock K.J. Russia: great power image versus economic reality // Asian Perspective. – 2007. – V. 31. – No. 4. – P. 71-98.
6. Атлас Приморского края, (колл. авт.) / под ред. Наздратенко Е.И., Бакланова П.Я. и др. – Владивосток, 1998
7. Сайт ЮНЕСКО-МОК. - [Электронный ресурс]. Доступно из http://ioc3.unesco.org/icam/index.php.
8. Арзамасцев И.С. Устойчивое природопользование в береговой зоне Приморья // Природа без границ: материалы 1-го Международного экологического форума. Владивосток, 7-9 июня 2006 г. - [Электронный ресурс] Доступно из URL: http://priroda2006.primorsky.ru/itog/8.php.