Природопользование и прибрежно-морские экосистемы ДВ морей.

Состояние и охрана морской среды, биологических ресурсов и биоразнообразия в прибрежной зоне Приморского края / Состояние природной среды и экологические проблемы

По существующим официальным комплексным оценкам Росгидромета и РАН в последние несколько лет наблюдаются существенные и неоднозначные тенденции изменений климата и состояния природной среды как в глобальном масштабе, так и на территории Российской Федерации [1 и др.], вызванные, главным образом, антропогенными факторами. Эти изменения отчетливо проявляются в контактных зонах «суша-море-атмосфера» и могут приводить к негативным, а в ряде случаев – к катастрофическим последствиям (абразия берегов, ухудшения качества среды обитания, деградация биоты и т.п.). С точки зрения обеспечения экологической безопасности и создания достаточных условий для устойчивого развития прибрежных зон дальневосточных морей требуются непрерывные и надежные оценки гидрометеорологического режима, экологического состояния и динамики биоразнообразия морской среды для их всестороннего учета в природопользовательской деятельности. В Приморском крае созданы необходимые механизмы и имеется достаточный научный потенциал для оперативной оценки и изучения долговременных изменений процессов и характеристик прибрежно-морской среды во всем ее многообразии. В интересах и под контролем административных органов территории, природоохранных служб, научных и производственных организаций осуществляется непрерывный мониторинг состояния окружающей среды для оценки воздействия хозяйственной деятельности на ее компоненты, запасы и масштабы использования природных ресурсов, а также меры, принимаемые для уменьшения негативных антропогенных воздействий на окружающую среду Приморского края. Основными источниками загрязнений прибрежной зоны являются здесь муниципальные и промышленные сточные воды, речной сток и атмосферный перенос, прямые поступления в море мусора и нефтепродуктов, гидротехнические работы.

В Экологическом паспорте территории [2] содержится комплексная оценка современного экологического состояния края на 2007 г. по следующим категориям показателей, контролируемых Администрацией края и уполномоченными органами:

1) Качество природной среды и состояние природных ресурсов:

- атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха;

- поверхностные и подземные воды. Морские воды;

- почвы и земельные ресурсы;

- использование полезных ископаемых и охрана недр;

- растительный мир;

- животный мир;

- радиационная обстановка;

- обращение с отходами производства и потребления;

- климатические особенности года. Чрезвычайные ситуации природного характера.

2) Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения.

3) Особо охраняемые природные территории.

4) Воздействие основных отраслей экономики Приморского края на окружающую среду. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

5) Экологическая обстановка в муниципальных образованиях Приморского края (городские округа и муниципальные районы).

6) Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования.

Обновляемая каждые 1-2 года информация по этим аспектам размещается па сайте Администрации Приморского края [3] и доступна широкой общественности.

Содержащиеся в экологическом паспорте данные и сведения, используются для разработки мер и совершенствования государственной экологической политики и нормативно-правовой базы, экономических и других мер регулирования природопользования, планирования и осуществления деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основные участник этой деятельности – поставщики и потребители информации в предметной области перечислены в таблице 1

На основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" в МПР РФ разработана система научно обоснованных критериев выделения территории, объявляемой зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия [4]. Документ предназначен для следующих лиц и организаций:

- органов управления на местах;

- территориальных комитетов по охране природы;

- специализированных организаций и лиц, привлекаемых к работе по оценке экологического состояния территорий;

- государственной экологической экспертизы;

- заинтересованных министерств и ведомств;

- лиц, принимающих решения.

В документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории по степени экологического неблагополучия, и определен порядок поэтапного проведения оценки экологического состояния территории. Согласно нему выявление зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций на основании набора предложенных критериев проводится с целью определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованной программы неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на обследуемой территории. Состояние природной среды, растительного и животного мира характеризуют критерии загрязнения воздушной среды, воды, почв, истощения природных ресурсов, деградации экосистем в соответствии с общей схемой (таблица 2).

 

Таблица 2 - Изменение природной среды и деградация естественных экосистем [4]

Геологическая

Воздушная

Вода

Почвы

Растительный и животный мир

изменения

загрязнение

загрязнение и истощение ресурсов вод суши, моря, деградация водных экосистем

загрязнение и деградация почв: загрязнение основной сельскохозяйственной продукции

истощение ресурсов растительного и животного мира: деградация флоры и фауны; потеря генофонда

Естественные экосистемы – деградация и разрушение

 

Согласно [4] экологическая обстановка может классифицироваться по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом:

1) относительно удовлетворительная;

2) напряженная;

3) критическая;

4) кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации);

5) катастрофическая (или зона экологического бедствия).

Согласно ст.58 и ст.59 "Закона об охране окружающей среды", общая оценка степени экологического неблагополучия территорий и акваторий проводится по следующим признакам (таблица 3). Эти положения являются определяющими для любой территории

Таблица 3 - Признаки территорий крайних степеней экологического неблагополучия [4]

Положения

Степень экологического неблагополучия

Экологическое бедствие

Экологический кризис

Окружающая природная среда

Глубокие необратимые изменения

Устойчивые отрицательные изменения

Здоровье населения

Существенное ухудшение здоровья

Угроза здоровью населения

Естественные экосистемы

Разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, деградация флоры и фауны, потеря генофонда)

Устойчивые отрицательные изменения состояния естеств. экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных видов растений и животных, нарушение генофонда)

В Приморском крае серьезные экологические проблемы возникают в процессе прибрежно-морского природопользования. Идентификация и решение экологических проблем обширных морских акваторий региона требует проведения многоплановых и масштабных научных исследований, результаты которых находятся в стадии обобщения, сравнительно мало доступны и поэтому не нашли широкого применения среди заинтересованных организаций и в сфере концепции КУПЗ.

Все многообразие экологических проблем прибрежных вод, вызванных антропогенным воздействием можно условно разделить на три группы [5]: (1) проблемы, вызванные поступлением в прибрежные воды вещества, в том числе потенциально опасных химических соединений, с прилегающей суши, из атмосферы и/или в результате деятельности на акватории; (2) проблемы вследствие чрезмерного прямого изъятия биологических ресурсов; (3) проблемы, связанные с уничтожением или деградацией биотопов.

В настоящее время в список основных экологических проблем прибрежных вод, вызванных поступлением сюда дополнительного количества вещества, входят:

а) заиление, вызванное увеличением твердого стока рек и плоскостного смыва, и/или хозяйственной деятельности на акватории (разведка, добыча ресурсов, производство, транспорт);

б) эвтрофикация, обусловленная увеличением выноса биогенных веществ с суши, и/или интенсивной марикультурой;

в) загрязнение компонентов прибрежно-морских экосистем (воды, донных отложений, гидробионтов) металлами, легко окисляемыми органическими соединениями, пестицидами, бытовым мусором в результате различной хозяйственной деятельности.

Деградация и разрушение прибрежно-морских биотопов во многих случаях обусловлены вышеназванными проблемами дополнительного поступления вещества, ведущими к изменению среды обитания как таковой. Кроме того, можно выделить проблемы физического разрушения биотопов в результате дноуглубительных работ, дампинга изъятого материала, и добычи прибрежных донных осадков как полезных ископаемых.

Основная часть исходных данных для оценки антропогенной нагрузки на акватории получается в процессе мониторинга, то есть слежения за пространственно-временной изменчивостью комплекса химических, биологических и физических характеристик прибрежных морских экосистем. Соответственно выделяются геофизический, геохимический и биологический виды мониторинга, обоснованного в работах в ряде исследований (Федоров, 1975, Бурдин, 1985, Израэль, Цыбань, 1989).

Геофизический мониторинг включает наблюдение за климатическими и гидродинамическими параметрами экосистемы, которые определяют распределение загрязняющих веществ в водной толще в результате адвекции и диффузии.

Биологический (биотический) мониторинг, когда отслеживаются структура и функционирование биотических составляющих экосистем, имеет наибольшую экологическую значимость. Однако существенные изменения в структуре и функционировании биологического сообщества наблюдаются, как правило, на стадии масштабного, часто уже необратимого изменения экосистемы в целом. Поэтому биологический мониторинг часто лишь констатирует результат негативного антропогенного воздействия на среду и менее применим как средство оперативного слежения и прогноза.

Геохимический мониторинг рассматривает изменение концентраций и геохимических потоков элементов и соединений как в биотических, так и в абиогенных составляющих экосистем. По сравнению с биологическим мониторингом, он больше акцентирован на характеристике среды обитания гидробионтов. Геохимический мониторинг может проводиться по всем основным компонентам морских экосистем: донным отложениям, воде, взвеси, гидробионтам. Наиболее распространенной интегральной оценкой антропогенного влияния на прибрежно-морские экосистемы является изменение химического состава донных отложений. Перспективным объектом геохимического мониторинга считаются прикрепленные или малоподвижные гидробионты: моллюски и макрофиты, поскольку концентрация в них загрязнителей отражает количество биодоступных форм загрязняющих веществ в среде.

Для более детальной оценки дополнительного привноса загрязняющих веществ необходимо привлечение данных по распределению их растворенных и взвешенных форм в водной толще. Растворенные формы это самые геохимически и биогеохимически подвижные соединения, через которые происходит аккумуляция загрязняющих веществ гидробионтами. Однако в настоящее время широкое использование растворенных форм для оценки антропогенного влияния на прибрежно-морские воды данного региона ограничено по причине методических трудностей пробоотбора и анализа, и химический состав донных осадков продолжает оставаться наиболее надежным индикатором общей антропогенной нагрузки на акваторию.

Анализ состояния качества прибрежных морских акваторий показывает, что по степени загрязнения и остроте экологических проблем северо-западное побережье Японского моря можно условно разделить на несколько районов [5]:

- Амурский лиман и Татарский пролив.

- Северное Приморье.

- Южное Приморье.

По этим всем этим районам накоплен значительный по объему фактографический материал и имеется большое количество тематических публикаций, касающихся количественных характеристик и динамики поступления загрязнений из атмосферы, рек и суши, обобщенных в частности в изданиях национальных докладов, доступных на сайте POMRAC проекта NOWPAP/UNEP (http://pomrac.dvo.ru/Pub/Publ.htm ). Наиболее загрязненным и проблемным является зал. Петра Великого района южного Приморья. Основные причины – хозяйственная деятельность и трансграничный перенос.

Государственная система мониторинга окружающей среды в регионе базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые проводятся Росгидрометом (Приморское, Сахалинское и Дальневосточное УГМС, ДВНИГМИ). Относительно регулярные морские наблюдения за химическим загрязнением морской воды в Приморском крае в настоящее время проводятся только на акватории зал. Петра Великого в рамках программы Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК). По сокращенной программе пробы отбирают один раз в декаду. В состав наблюдений обычно входит определение концентраций нефтяных углеводородов (НУ), содержания растворенного кислорода, значений рН и концентрация одного-двух загрязняющих ингредиентов, характерных для данного района наблюдений. Одновременно проводятся визуальные наблюдения за загрязнением поверхности моря (пленки, мусор и т.п.). По полной программе пробы отбирают один раз в месяц. В состав наблюдений обычно входит определение концентраций нефтяных углеводородов (НУ), хлорорганических пестицидов (ХОП), тяжелых металлов (ТМ), фенолов, синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ) и специфических для данного района загрязняющих веществ; отдельных показателей среды – концентраций растворенного кислорода (О2), сероводорода (Н2S), водородных ионов (рН), нитритного азота (NО2), нитратного азота (NО3), аммонийного азота (NН4), общего азота, фосфатного фосфора, общего фосфора, кремния (SiО3), щелочности (Alк), а также элементов гидрометеорологического режима - солености воды (S‰), температуры воды и воздуха (Т0С), скорости и направления течений и ветра, прозрачности и цветности воды [6].

Как отмечалось выше, действующая в составе ОГСНК система контроля качества морских вод по целям, задачам и составу наблюдений в определенной степени должна обеспечивать население и исполнительные органы власти информацией, по которой можно судить о происходящих перестройках в экосистемах, ставших в настоящее время типичным явлением. Данные о поступлении сточных вод и загрязняющих веществ в воды залива Петра Великого предоставляются профильными управлениями федеральных надзорных служб, отдельными НИИ и общественными организациями. Сводная информация по Приморскому краю предоставляется УГМС в ДВНИГМИ, ГОИН и Администрацию Приморского края и г. Владивостока в виде Ежегодников качества морских вод по гидрохимическим показателям [6]. В Ежегодниках она представлена в виде набора таблиц, кратких описаний и карт по зал. Петра Великого. Уровень загрязненности морских вод в тексте и таблицах Ежегодника характеризуется концентрацией отдельного химического соединения или ингредиента в принятых для него единицах измерения, а также значением, кратным предельно допустимой концентрации (ПДК) этого загрязнителя в морской воде. В настоящее время эти Ежегодники с оценкой качества вод по Японскому морю выставляются в PDF формате на портале ЕСИМО (Центр ГОИН - http://oceanography.ru/ ) с задержкой в 2-5 лет.

Самостоятельное значение для обоснования научных основ мониторинга Южного Приморья и других участках прибрежно-морских акваторий Японского моря для решения экологических проблем приобретает реализация соответствующих программ исследований, проводимых НИИ и вузами региона, поскольку в последние годы сеть и периодичность морских наблюдений ОГСНК значительно сократились. Одним из важнейших информационных источников стали результаты исследований, проводимых в прибрежно-морских экспедициях, стационарах институтов ДВО РАН и в морских заповедниках (гидрохимические, загрязнение донных осадков и гидробионтов, биоразнообразие, «здоровье» экосистем).

Сводная информация содержится в ежегодниках и ежегодных обзорах загрязнения природных сред, издаваемых НИУ Росгидромета, многочисленных научных отчетах, обзорах и публикациях по экологической тематике НИИ различных ведомств и контролирующих ОГВ. К сожалению, как следует из аналитических материалов, представленных в UNEP [7, 8], в ДВ регионе эти информационные ресурсы рассредоточены между владельцами и пользователями, а достаточно полные, комплексные экологические БД и электронные архивы отсутствуют или недоступны. Это обстоятельство существенно сдерживает эффективность использования ИР в интересах реализации программ КУПЗ Приморского края. Вместе с тем, в последние годы наметились существенные положительные сдвиги в этом направлении в результате развертывания компонентов портала Единой государственной информационной системы ЕСИМО http://data.oceaninfo.ru/ и международного портала NOWPAP/DINRAC http://portal.pacificinfo.ru/ с новыми информационными ресурсами по региону.

С точки зрения обеспечения экологической безопасности и создания достаточных условий для устойчивого развития прибрежных зон дальневосточных морей негативные последствия экологических проблем региона проявляются в следующих формах [9]:

- снижении уровня здоровья, заболеваниях населения;

- загрязнении питьевой воды и продуктов питания;

- снижении эффективности в ряде отраслей хозяйства, например в рыболовстве, сельском хозяйстве, транспорте, туризме;

- ухудшение условий воспроизводства биотических компонентов наземных и морских экосистем;

- сокращении биоразнообразия, возрастании угрозы редким видам животных и растений. В конечном итоге все это ведет к сокращению природно-ресурсного потенциала региона, особенно в части использования возобновляемых ресурсов.

Основные экологические угрозы, которые сохраняются и возможны в перспективе:

- Загрязнение вод сбросами недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов и сточных вод промышленных предприятий.

- Нефтяное загрязнение за счет сброса балластных и льяльных вод с судов в связи с отсутствием береговых нефтезачистных сооружений или недостаточной их мощностью.

- Угрозы, связанные с разработкой минеральных и нефтегазовых ресурсов.

- Угрозы, связанные с транспортировкой газа и нефтепродуктов.

- Угрозы, связанные с нерациональным природопользованием в уникальных участках экосистем.

- Угрозы, связанные с возможным превышением расчетных научно обоснованных норм.

добычи морепродуктов.

- Угрозы, связанные с добычей строительного сырья из морского дна и строительства объектов в прибрежной зоне.

- Угрозы, связанные с трансграничным переносом воздушных и водных загрязнений из соседних стран, прежде всего КНР, стран п-ова Корея и Японии.

Государственный экологический контроль на территории Приморского края осуществляется государственными инспекторами по охране природы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в рамках законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Положением о краевом государственном экологическом контроле в Приморском крае. Основными задачами этого краевого органа являются государственный контроль за:

- соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления;

- охраной атмосферного воздуха;

- осуществлением платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объектами, подлежащими экологическому контролю краевым органом государственного экологического контроля, являются все объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся на территории Приморского края, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края и муниципальных образований края в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, призванных реагировать на эти угрозы и принятых только в 2006 г., насчитывает около 200 документов (полный список приводится в Экологическом паспорте [2]).

Основные показатели

Литература к разделу

1. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации (в 2-х том.) (колл. авт.)/ под общ. ред. Бедрицкого А.И. - М.: 2008.

2. Экологический паспорт Приморского края за 2006 г. - Владивосток: Администрация Приморского края, 2007. – 230 с.

3. Состояние окружающей среды Приморского края. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www.primorsky.ru/departments/?s=1385 .

4. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (утв. Минприроды РФ 30 ноября 1992 г.). - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www.priroda.ru/lib/detail.php?ID=5179 .

5. Шулькин В.М. Металлы в экосистемах морских мелководий. - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 279 с.

6. Коршенко А.Н., Матвейчук И.Г., Плотникова Т.И., Удовенко А.В., Лучков В.П. Качество морских вод по гидрохимическим показателям. Ежегодник 2005 (ГОИН). – Москва: Метеоагенство Росгидромета, 2008. – 160 с.

7. Rostov I.D. National Report on Coastal and Marine Environmental Data and Information Network in the Northwest Pacific Region // UNEP/NOWPAP/DINRAC Publication No. 1. Beijin, China, 2004. P. 56-79. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://dinrac.nowpap.org/Publications.htm.

8. Rostov I.D. National Reports of Russian Federation on Coastal and Marine Environmental GIS and RS Applications in the Northwest Pacific Region. UNEP/NOWPAP/DINRAC/ Publication No.4B, December 2005. p. 88-126. - [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://dinrac.nowpap.org/Publications.htm.

9. Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов дальневосточных морей России: отчет о НИР по ГК № 43.634.11.0004/6 (пятилетний 2003-2007 гг.) / Тихоокеан. ин-т геогр. ДВО РАН; рук. Бакланов П.Я.; исполн. Качур А.Н. [и др.]. – Владивосток, 2007. – 220 с.